Использование библиотерапевтических методов как средство мотивации к чтению | Пример курсовой работы

Использование библиотерапевтических методов как средство мотивации к чтению

Цель исследования: провести анализ воздействия библиотерапии на мотивацию учеников к чтению на уроках литературы.

Устойчиво низкие места в предыдущих исследованиях PISA, плюс усугубление той катастрофической ситуации, в которой на протяжении многих лет находятся школьные и детские библиотеки (кризис фондов, кризис кадров, переход на 0,5-0,25 ставки, закрытие и перепрофилирование), плюс кризис, сказавшийся и на всей книжной отрасли и рынке печатных СМИ, и на материальном положении образовательных учреждений негативно сказываются на формировании читательской среды, в которой находятся наши дети и уровень развития которой прямым образом, по мнению ученых и педагогов, сказывается на развитии личности ребенка, на его успехи в обучении, в конечном счете – на его личный «индекс PISA».
В современном обществе проблема, которую можно обозначить как «нечитающий ребенок», стоит наиболее остро. В настоящее время мы столкнулись с ситуацией, когда дети отовсюду слышат «читай» и сама книга в ярких обложках и с заманчивыми иллюстрациями просится в руки, а интерес к ней все падает и падает. Итак, основные аспекты данной проблемы.
Aспекты, мешающие развитию осознанной мотивации чтения

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Библиотерапия – раздел библиотековедения, предметом которого является воздействие печатных и аудиовизуальных материалов на человека, находящегося в состоянии болезни, стресса или иной неординарной ситуации, и способы использования указанных материалов в коррекции психофизического статуса этого человека. (8, с.13).
Использование книги и чтения в психотерапевтических целях имеет давнюю историю. Уже первое упоминание о библиотерапии относится к 1300 г. до н.э.
Проблема библиотерапии актуальна в наши дни, когда социокультурная ситуация в мире характеризуется нарастанием количества экономических, экологических кризисов. А для Белоруссии эта ситуация глобальна еще из-за аварии на ЧАЭС. Человек в той или иной мере подвергнут стрессам. И библиотерапия является одним из главных направлений выхода из кризисной ситуации.
Библиотерапию условно можно разделить на:
1) нецеленаправленную, служащую для того, чтобы поднять настроение, отвлечь пациента от навязчивых мыслей о болезни;
2) целенаправленную, способствующую воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя. (4, с.38).
В современном обществе проблема, которую можно обозначить как «нечитающий ребенок», стоит наиболее остро. В настоящее время мы столкнулись с ситуацией, когда дети отовсюду слышат «читай» и сама книга в ярких обложках и с заманчивыми иллюстрациями просится в руки, а интерес к ней все падает и падает.
В связи с этим на базе ОУ был разработан проект внедрения практики мотивации школьников 5-х классов к чтению на уроках литературы посредством методов библиотерапии.
Основная цель проекта заключалась в мотивации к чтению, а значит к получению более высоких результатов освоения программы ФГОС. Для этого было принято решение объединить усилия педагогического и методического персонала ОУ.
В работе представлены план-график работы по проекту, а также план его реализации.
В результате реализации проекта ожидается достижение следующих показателей:
– снижение психологической зависимости детей от компьютера;
– повышение интереса детей к литературным произведениям не только школьной программы, но также и к тем, которые будут рекомендованы библиотерапевтом в групповом и индивидуальном порядке;
– расширение кругозора детей за счет усиления мотивации к чтению;
– повышение уровня успеваемости по другим предметам помимо литературы;
– улучшение соматического состояния детей.
На основе представленного проекта можно сделать вывод о том, что даже на начальном этапе были получены ценные данные по использованию библиотерапевтических методов в школьном обучении.
Цель исследования: провести анализ воздействия библиотерапии на мотивацию учеников к чтению на уроках литературы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!