Ирония как средство создания психологических портретов в романе Джона Голсуорси «Собственник».
Цели и задачи
Целью работы является раскрытие механизмов иронии как средства создания психологических портретов в романе Джона Голсуорси «Собственник».
Введение и актуальность
Автор находит наиболее выразительные средства для раскрытия форсайтизма как распространенного социального явления (Голсуорси подчеркивает, что форсайтизм не ограничивается рамками одной семьи, что Форсайтов множество). Он добивается органического единства между исчерпывающим, можно сказать, научным анализом форсайтизма как характерного явления английской действительности и образным выражением его сущности. Эпитеты, сравнения, метафоры объединены в стройную систему единством цели. Их назначение содействовать более острому читательскому восприятию сути форсайтского миропонимания. Так, через них автор раскрывает, что значат для Форсайтов деньги и вещи. Деньги стали для них "светочем жизни, средством восприятия мира". "Если Форсайт не может рассчитывать на совершенно определенную ценность вещей, значит, компас его начинает пошаливать..." О том, что глагол "иметь" употребляется не только по отношению к деньгам и вещам, говорит формула о бесчисленных Форсайтах, ведущих дела, "касающиеся того или иного вида собственности (начиная с жен и кончая правом пользоваться водными источниками)".
Критерий денежной оценки, соответствующий строю мыслей Форсайтов, кладется в основу всех авторских определений форсайтизма, в частности в основу характеристики отношений отца и сына. Даже на любви к детям, входящей, казалось бы, в сферу чисто человеческих отношений, лежит печать собственнического эгоизма. В основе такой любви - отношение собственника к наследникам своего имущества. Взять хотя бы сравнение: Джемс и Соамс "смотрели друг на друга как на капитал, вложенный в солидное предприятие, каждый из них заботился о благосостоянии другого и испытывал удовольствие от его общества".
Критерий денежной оценки играет роль и в отношениях между братьями; здесь он связан с законом конкуренции, которая царит внутри форсайтского клана, как и в буржуазном обществе в целом. Каждый из шести братьев Форсайтов опасается, что кто-то из пяти остальных "стоит" больше, чем он сам. Этот же критерий применяется и к людям, которые приобщаются к клану Форсайтов. Список свадебных подарков, ценность которых зависит от положения жениха, "устанавливался всей семьей примерно так же, как устанавливается курс на бирже".
Великолепны сатирические метафоры, выражающие сущность форсайтизма. При всем их лаконизме они вбирают в себя обширный смысл. "Все Форсайты живут в раковинах, - пишет Голсуорси, характеризуя собственническую замкнутость Форсайтов, - подобно тому чрезвычайно полезному моллюску, который идет в пищу как величайший деликатес... никто их не узнает без этой оболочки, сотканной из различных обстоятельств их жизни, их имущества, знакомств и жен..." Для Форсайтов - устриц, замкнутых в рамки своего класса, который они отождествляют со всей страной, - эпитет "иностранный" является синонимом всего чуждого их классу, подозрительного и недобропорядочного.
Характер благотворительности Форсайтов определяется метафорой о храме форсайтизма, где денно и нощно поддерживается "неугасимый огонь в светильнике, горящем перед богом собственности, на алтаре которого начертаны возвышенные слова: "Ничего даром, а за пенни самую малость". Этот девиз получает выразительное подтверждение в конце романа. Маленький Публиус, внук Джемса, подал нищему фальшивую монетку, и под влиянием этого известия удрученный заботами Джемс просветлел.
Предельно краткая метафора "их лица - тюремщики мыслей" характеризует скрытность Форсайтов, их связанное с тем же законом конкуренции свойство не показывать своих мыслей и чувств.
Важную роль в раскрытии форсайтизма играют речевые характеристики Форсайтов. Их разговоры, вращающиеся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей, сопровождаются неизменными возгласами: "У Джобсона за это дадут хорошую цену!", "У Джобсона такие вещи давно не идут!"; ехидными замечаниями, которыми каждый из них отмечает покупки и продажи другого: "Переплатил!", "Продешевил!" Очень действенна в романе несобственно прямая речь, когда отрывки разговора вплетаются в авторское повествование. Таким путем, в частности, характеризуются обитатели "форсайтской биржи" дома Тимоти, где "производился обмен семейными тайнами и котировались семейные акции", - передаются интонации своего рода "хора сплетников"; в их вопросах, намеках, недомолвках, замечаниях, сделанных вскользь, проглядывает замаскированное любопытство, порицание, притворное сочувствие, тайное желание уколоть.
Заключение и вывод
Внутренняя монологическая речь – явление, соотносимое с мышлением, действенный прием повествовательной техники. В художественном произведении она в определенной мере соотносима с задачами идейно-художественного плана.
Остросюжетный роман – это роман, в котором сферой проявления конфликта является интрига, ощущаемая в результате острых, динамичных и драматичных событий. Наличие анализа, умение характеризовать свое окружение через внешний облик, изображение внутренней речи, тонкость наблюдений относятся к отличительным свойствам остросюжетного романа.
Основа внутренней монологической речи составляет различные фазы внутренней речи – поток сознания, внутренний диалог – генетическая производная от внутренней речи, персональный внутренний монолог – производная от внутреннего говорения.
В остросюжетном романе А. Левина «Поцелуй перед смертью» внутренний монолог имеет черты, присущие внутреннему монологу в целом, а также некоторые признаки, которые раскрывают индивидуальность писателя и подчеркивают его собственный авторский стиль.
Синтаксису внутренней монологической речи романа свойственна смена объема предложений, обилие редуцированных структур. Наблюдается большое количество экспрессивных конструкций. С их помощью достигается экономная форма передачи информации.
Внутренний монолог служит для воссоздания внутреннего диалога между героем и теми другими персонажами, которые присутствуют в его окружении. Диалогичность проявляется с самим собой, с другими героями, и даже с целым миром. Реализация внутреннего монолога связана со сложным процессом самоутверждения личности. С помощью него передается динамика мыслительного процесса, чувства, внутренняя борьба мотивов.
Особенность внутренней монологической речи связана с его большими возможностями в плане тонкой характеристики персонажей. Она выступает как нетрадиционное, но действенное средство передачи исторической, региональной, социальной атмосферы сквозь отражение через сознание персонажей.
В работе исследованы особенности остросюжетного романа как современного литературного жанра и изучены формы реализации различных видов монологической речи на примере романа А. Левина «Поцелуй перед смертью», т.е. поставленные задачи решены.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт