Интернет вещей: сущность, содержание, проблемы и перспективы развития в России. | Пример курсовой работы

Интернет вещей: сущность, содержание, проблемы и перспективы развития в России.

Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности Интернета вещей, проблем и перспектив его реализации на территории РФ.

Использование Интернета вещей в государственном сегменте нацелено, в первую очередь, на повышение государственной безопасности. Информационно-коммуникационные технологии отличаются междисциплинарностью и актуальностью во всех вышеупомянутых сегментах, включая облачные вычисления, большие данные, технологические платформы [7, c.72].
С каждым днем количество людей, проживающих на Земле, неуклонно растет, именно по этой причине нам необходимо значительно экономнее использовать имеющиеся у нас ресурсы. Помимо всего этого, каждый человек хочет не просто существовать, а жить полноценной жизнью в здоровой и удобной среде, создавая такие же условия для своих родных и близких. Возможности, которые Интернет вещей может предоставить нам в области создания, сбора, передачи, анализа и распределения данных в глобальном плане, смогут существенно упростить существование в современности и будущем.

1.3 Дорожная карта по развитию технологий в области интернета вещей
ООО «Национальный центр информатизации» (НЦИ, входит в госкорпорацию «Ростех») разработал дорожную карту по сквозной технологии «промышленный интернет». Как уже отмечалось, она является одной из девяти сквозных технологий, входящих в состав федерального проекта «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика РФ». Использование промышленного интернета позволит снизить издержки на 5-30%, повысить производительность труда и увеличить выручку от автоматизации. Благодаря внедрению решений промышленного интернета совокупный экономический эффект может достигать около 5,5 трлн рублей в ближайшие годы.
СЦТ «промышленный интернет» — это концепция и набор технологий для организации сетевого взаимодействия подключенных промышленных / производственных объектов («вещей» — изделий, зданий, машин, оборудования, робототехники, инструментов, устройств идентификации) с различными приложениями, платформами, информационными и управленческими системами разных уровней (приводы и сенсоры, контроль, управление разработкой и производством, реализацией и планированием) для осуществления преимущественно автоматического сбора, обработки и передачи информации о состоянии вещей, систем, окружающей среды, условиях их эксплуатации и операционных показателях с возможностью удаленного контроля и управления без участия человека на основе научного анализа получаемых данных (с инструментами Data Science, Big Data, искусственного интеллекта, машинного обучения) в режиме, близком к реальному времени.
Авторы дорожной карты выделили пять субтехнологий: сенсорное оборудование (сенсоры, датчики, любые другие устройства, генерирующие потоки данных), сети связи (телекоммуникационное оборудование и ПО для протоколирования и получения/отправки данных), платформы промышленного интернета (IIoT-платформы с различными модулями хранения, обработки, анализа данных — информационный слой, который связывает между собой промышленные (АСУТП, SCADA) и бизнес-системы (ERP, PLM), вычислительную технику для обеспечения функционирования платформ IIoT и средства визуализации.
В настоящее время эксперты констатируют среднее или значительное отставание по выделенным субтехнологиям, а именно сенсорное оборудование потребует новой линейки датчиков промышленной автоматизации с устойчивыми и точными характеристиками чувствительности. По субтехнологии «сети связи» рекомендуется помимо узкополосных сетей для промышленного интернета развивать NB-IoT-технологию. Для IIoT-платформ нужны совместимые платформы для ERP/PLM-систем с целью увеличения экспорта российских ИТ-решений в промышленности. Российские сервера, по мнению экспертов, значительно отстают по производительности и энергоэффективности от своих иностранных аналогов, в РФ практически отсутствуют дисплейные технологии для промышленного интернета [11].
Приоритетными отраслями в дорожной карте выделены обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйства, охоту, рыболовство и рыбоводство, транспортировку и хранение, ЖКХ, обеспечение электрической энергией, газом, паром и кондиционирование воздуха.
К недостаткам дорожной карты можно отнести то, что она верхнеуровневая, т.е. присутствует стратегия, но нет конкретных шагов. Условиями же ее успешной реализации являются следующие:
– обеспечение целостного подхода к реализации дорожной карты;
– приоритезация субтехнологий промышленного интернета;
– исключение пропусков и повторов между «сквозными» цифровыми технологиями.
Интернет вещей (англ. Internet of Things, IoT) — это основополагающие положения физических предметов («вещей») вычислительной сети, со встроенными технологиями взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Организация таких сетей рассматривается как явление, призванное перестроить экономические и общественные процессы, в которых исключается необходимость участия человека из части операций.
Для оценки влияния развития интернета на размер валового внутреннего продукта страны была построена эконометрическая модель, которая отражает зависимость уровня ВВП от использования технологий предприятиями РФ, таких как широкополосный интернет, облачные сервисы, электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами. Регрессионный анализ показал наличие тесной связи между результативным и факторными показателями.
Ключевые проблемы развития Интернета вещей в России следующие:
– дефицит инвестиций в высокотехнологические решения;
– международные санкции;
– слабое развитие нормативно-правовой базы по контролю за технологией;
– консерватизм руководства и топ-менеджмента компаний, которые активно сопротивляются любым новшествам.
В качестве ключевых мер для развития Интернета вещей в условиях риска следует выделить следующие:
1. Со стороны государства требуется ревизия нормативно-правовой базы в части регулирования производственных процессов. Целесообразно также разработать комплекс мер, стимулирующих спрос на решения в сфере Интернета вещей для коммерческих компаний. Именно стимулирование, а не принуждение позволит избежать того негативного фона, который порой возникает при директивном внедрении в целом необходимых и полезных инициатив.
Работа с научным сообществом в России – рост бюджетного финансирования научных и инженерных школ, связанных с разработкой и внедрением Интернета вещей – также прерогатива государственных институтов (не исключающая, впрочем, активного участия бизнес-структур).
2. Со стороны бизнеса требуется расширение производства «железа» – аппаратных средств Интернета вещей, включая как локализацию производств, так и выпуск собственной номенклатуры. Этому может способствовать инкубация стартапов, ориентированных на внешние рынки. Необходимо также развитие новых протоколов связи, используемых в Интернете вещей, с появлением крупных федеральных игроков в этой области (в т.ч. на базе существующих телекоммуникационных компаний); создание универсальных протоколов для сбора и передачи данных с промышленного и другого оборудования, производимого в России (по возможности – в рамках сотрудничества с крупными мировыми производителями). Что касается компаний-потребителей, то по мере цифровизации своих производственных процессов им необходимо своевременно переобучать и повышать квалификацию менеджмента и персонала (руководителей среднего звена, инженеров, технологов).
3. Со стороны отраслевых некоммерческих организаций – таких как недавно созданное АНО «Цифровая экономика» – следует ждать активного участия в стратегическом планировании развития Интернета вещей. Несмотря на достаточно скромные «стартовые позиции», данная сфера сейчас выглядит одним из наиболее перспективных направлений развития цифровой экономики России.
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности Интернета вещей, проблем и перспектив его реализации на территории РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!