Институты права и экономическая теория. | Пример курсовой работы

Институты права и экономическая теория.

Целью настоящего исследования является анализ влияния права на экономическую теорию.

Американским ученым Дж. Коммонсом была возглавлена социально-правовая разновидность институционализма. В сфере экономических отношений, по мнению ученого, ключевая роль была отведена именно юридической стороне, правовым отношениям. Дж. Коммонс рассматривал знаменитую теорию сделок. Основной идеей концепции Дж. Коммонса являлось то, что государство должно контролировать и регулировать рыночную экономику. Автор считает, что законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий позволяют ликвидировать некоторые экономические противоречия.
Если рассматривать право в качестве социального института, стоит сказать о том, что оно возникает вместе с государством. Это обусловлено тем, что государство и право призваны обеспечивать эффективность действий друг друга. Указанный вопрос освещался в научной литературе – К. Маркс также говорил об абсолютной зависимости права и экономики.
А. Смит склонялся к мнению, что каждый человек, если он не нарушает законы справедливости (естественные законы), должен иметь совершенную свободу преследования своих интересов, конкурировать своим трудом и капиталом. При этом государство никак не должно препятствовать естественному развитию хода производства.
Точка зрения известного английского экономиста Дж. Кейнса («Общая теория занятости, процента и денег»), предусматривала необходимость в широком и активном вмешательстве государства в экономику.
Государство является организацией, которая обладает определенными преимуществами, распространяющимися на определенный географический район, границы которого определены ее властью над налогоплательщиками. Обладая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, государство оказывается в состоянии специфицировать и защитить права собственности.
Государство не может существовать без права, а право в свою очередь не может существовать без государства. Государство устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы. Государство способно обеспечить внешние условия функционирования экономики только в том случае, когда право будет эффективно воздействовать на экономику изнутри и являться оптимальной формой экономики. Однако необходимо учитывать, что при чрезмерном воздействии государства на экономику, такое воздействие становится негативным. Происходит это потому, как экономика уже не может свободно функционировать и развиваться.
Государство в сфере рыночной экономики является определенным катализаторов, которые преобразует и синтезирует частные интересы с тем, чтобы они были направлены на общее благо. При невыполнении государственными органами своих обязательств по вопросам создания и применения последовательной правовой системы, частная заинтересованность (приносящая богатые плоды) может привести к хаосу и анархии. Одной из важных задач права в сфере рыночной экономики является именно нейтрализациях этих сил. Она может быть достигнута посредством законодательных запретов на недобросовестную конкуренцию, а также запретов на злоупотребление монопольным положением.
Основные направления правового регулирования экономики. В условиях рыночной экономики право не только устанавливает определенные границы поведения, но и способствует развитию рыночных отношений. В этих целях применяются различные юридические нормы и правовые формы (торговые общества, различные формы собственности, доверительное управление, аренда, патенты, товарные знаки, чеки, векселя, акции и другие ценные бумаги, фондовые и товарные биржи, регулирование хозяйственной несостоятельности и банкротства, судебные и административные процедуры осуществления и эффективной защиты субъективных прав и т.д.).
Государство играет важную роль в сфере рыночной экономики, которая реализуется посредством следующих функций:
а) государство создает определенную правовую основу в сфере принятия экономических решений, осуществляет разработку и принятие законов (законы регулируют предпринимательскую деятельность, определяют права и обязанности граждан);
б) государство стабилизирует экономики. Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика применяется правительством для того, чтобы преодолеть спад производства, сгладить инфляцию, снизить уровень безработицы, поддержать стабильный уровень цен и национальную валюту;
в) социально-ориентированно распределяет имеющиеся ресурсы.
Нельзя говорить о том, что рыночная экономика является панацеей от всех хозяйственных раздоров и человеческих слабостей. Она способна порождать определенные неравенства в сфере распределения материальных благ. Такое неравенство должно быть скорректировано именно за счет применения определенных правовых средств. К ним относят правовые нормы о налогообложении, социальном обеспечении и страховании, охране труда, найме жилья, бюджетных дотациях малообеспеченным и т.п.
Ключевая задача системы государства заключается в обеспечении гибкого содействия рыночным механизмам саморегуляции. Для решения указанной задачи необходимо чтобы механизмы рыночной экономики «встраивались» в определенную правовую систему.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что право не только осуществляет определенное воздействие на экономическую сферу государства, но и является имманентной частью экономики.
Правовая наука предусматривает точку зрения о том, что становление права, которое будет являться эффективной системой регулирования, будет завершено исключительно при формировании развитой рыночной структуры.
Сторонники указанной теории ссылаются на Европу XIX века, когда, якобы, англосаксонская и романо-германская правовые системы уже окончательно были сформированы.
Таким образом, понятие права и его роль в экономике обусловлено тем, что принимаемые государством законы и конкретные судебные решения влияют на экономику, люди знали давно. То, что уровень экономического развития страны воздействует на ее правовую систему, стало понятно еще в XIX веке. Однако тот факт, что и сама правовая система, и отдельные юридические принципы, и судебные решения, и решения людей обращаться в суд, и многие другие моменты функционирования права имеют четкие объяснения в рамках экономической теории, является результатом исследований экономистов и правоведов последних нескольких десятилетий. При этом соотношение права и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право – это средство в достижении социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.
«Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Более того, смешанная экономика, как правило, есть «структура с доминантой», где доминировать может та или иная сторона в вышеперечисленных парах. Можно поэтому утверждать, что западные модели смешанной экономики – это во многом модели «смешанного капитализма», в отношении китайской модели может быть использована формула «смешанной экономики социалистического типа». Главное для смешанной экономики состоит в том, чтобы возможности воспроизводства и развития имелись у каждого элемента ее структуры, и чтобы каждый из них обладал реальным весом в экономической системе».
Влияние правового воздействия на экономические отношения, основано на взаимосвязи между правами человека и уровнем обеспеченности и эффективности может, на первый взгляд, показаться очевидной. В литературе уже высказывалось мнение, что содержащиеся в конституции реальные социальные права необходимы для достижения обеспеченности, а широкий набор экономических прав есть условие достижения эффективности. Однако существует мнение о не соглашении с этими предположениями. Во-первых, осуществление социальных прав может положительно сказываться лишь на некоторых аспектах обеспеченности, отрицательно влияя при этом на другие ее аспекты. Более прочную гарантию обеспеченности может дать развитый комплекс гражданских и политических прав. Во-вторых, сами по себе экономические права не гарантируют экономическую эффективность. Для этого необходимо, чтобы эти права внушали к себе доверие, которое обеспечивается опять-таки на основе гражданских и политических прав.
Современное состояние экономической деятельности государства с точки зрения правового воздействия сыграли огромное значение для возникновения политической надстройки. Но при этом следует отметить, что не только экономические предпосылки повлияли на возникновение государства, но и другие социальные процессы, происходящие в обществе.
Соотношение государства и права также имеет обратную зависимость. Государство юридически оформляет волю большинства граждан, облекая её в правовую форму. А право придаёт легитимный характер действующему государству путём его юридического закрепления.
Заметно и влияние права на экономику. Мировой опыт в ведении хозяйственной деятельности даёт нам право утверждать, что лишь на основании права можно построить эффективно работающую экономику.
Целью настоящего исследования является анализ влияния права на экономическую теорию.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!