Институты гражданского общества России | Пример курсовой работы

Институты гражданского общества России

Целью данной работы является изучение темы «институты гражданского общества».

Общее представление создания структур гражданского общества в современной России имеет некоторую положительную градацию, по сравнению с имевшей место ранее обстановкой. Ведь ранее, государство полностью контролировало общественную жизнь, не давая развиваться гражданскому обществу. В Конституции Российской Федерации декларированы, в соответствии с международными документами, основные права и свободы человека и гражданина. Однако, в ней нет термина «гражданское общество», там используется термин «общество», что являет собой пережитки прошлого, когда государство и общество считались идентичными понятиями в народном и политическом сознании.
ложилась плюралистическая партийная система, однако, это пока не до конца реализованная тенденция, так как до сих пор присутствует понятие «правящая партия», кроме того, в народном сознании присутствует всё укрепляющееся подозрение о фальсификации выборов. Однако, нельзя не обратить внимание на формирование различных общественных объединений и ассоциаций.
За годы преобразований сформировано более 70 союзов и ассоциаций, которые создают условия для учёта интересов населения, позволяют гражданам формулировать претензии, а также лоббировать их инициативы через органы власти различного уровня. Появилась возможность получать правовые санкции на проведение протестных мероприятий, движений. Законодательно обеспеченной возможностью стали более или мене активно пользоваться с 2005 года, однако, в последнее время, в связи с усугублением религиозно-правовых противоречий, появляются формальные и фактические – причём, зачастую, независимо друг от друга – ограничения ране установленных прав. Таким образом, государство напоминает своим гражданам об обусловленных реалиями политико-правового поля государства пределах их прав и свобод. Создана Общественная палата, однако, ввиду того, что её решения носят рекомендательный характер, эффективность этого органа под вопросом. В самом начале своего существования она имела какой-то авторитет, но сейчас уже недостаточно оснований утверждать это. Развитие Интернета и блогосферы в отечественном государстве является в большей степени заслугой негосударственных объединений. Его развитие предоставило возможность принципиально иной системе социальной экспертизы качества, достоверности сведений, в том числе – обратную связь о работе органов власти. Таким образом, представители властных структур, наконец-то смогли получить достоверный источник народного мнения, по всем интересующим их вопросам. Теперь, для того, чтобы получить общее впечатление о плачевности авторитета государственных органов, не нужно финансировать организации, проводящие социальные опросы, достаточно лишь войти в сеть. Конечно, важность центров опроса общественного мнения сохранилась. Это связано с тем, что какие-то общественные объединения всё-таки должны решать вопрос составления официальной статистики по тем или иным вопросам.
Для современного состояния складывающегося современного гражданского общества в России принципиально следующее:
– пока не сформировалась единая система гражданских структур, существует огромное число фрагментированных институциональных образований, в плачевном состоянии находится система правовой защиты граждан и ассоциаций;
– социум по-прежнему разделён на классы: бедные и богатые, чиновники и население, периферия и центр;
– слабой, ввиду плохо развитого среднего класса, представляется позиция гражданского общества;
– в недоразвитом состоянии находятся культурные ценности, которые призваны объединять и интегрировать народ. Сюда относится солидарность, ответственность
– доверие;
– отсутствие методов актуализации интересов отдельных граждан препятствует образованию объединений и ассоциаций, кроме того, неугодные властям инициативы идентифицируются как экстремистские и запрещаются отдельными актами;
– наблюдается игнорирование общественно важных мероприятий и политических событий;
– формирующиеся структуры гражданского общества пока не выступают достаточно существенным противовесом властным структурам, более того, властной верхушке такой поворот событий не всегда выгоден;

Демократическое государство призвано удовлетворять интересы и потребности своих граждан, для чего необходимо информировать государство об интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. А это эффективно лишь при действии через институты гражданского общества, но в то же время зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих людей, объединившихся для реализации своих интересов. Это – важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества.
Экономический компонент гражданского общества определяется наличием различных форм собственности – частной, государственной, муниципальной и т.д., которые, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, «признаются и защищаются равным образом». В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Важной гарантией права частной собственности является конституционное положение о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения1.
Рыночные отношения – основа современной экономики – невозможны без плюрализма форм собственности и широкого класса частных собственников. Именно рыночные отношения составляют экономическую базу гражданского общества, стимулируя развитие инициативности, предпринимательства граждан. Рыночные отношения – наиболее приспособленная к функционированию в рамках гражданского общества экономическая система. Только экономически состоятельный индивид способен в полной мере осознать и реализовать свои права и свободы, действовать в рамках объединений гражданского общества в защиту своих прав и свобод, оказывать влияние на государственную политику, осознанно участвуя в политической жизни, деятельности политических партий, выборах и референдумах.
В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и др.), которые в современных демократических государствах составляют большинство. Следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут быть и сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества), и их объединения, являющиеся по российскому законодательству некоммерческими организациями, а потому ставящими перед собой задачу – не извлекать прибыль, а защищать интересы экономических субъектов.
Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.
Семья – один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, та сфера отношений, где человек проводит бόльшую часть своей жизни. Семья, ее цели, степень материального благополучия, духовные отношения ее членов во многом определяют жизнь человека, его общественную активность, влияют на успехи и достижения всего гражданского общества. Семья – основа демографической политики общества и государства и, следовательно, залог существования государства. Семью можно рассматривать как первичную социальную структуру, в которой происходит воспитание будущих членов общества, закладываются основы общественного поведения человека.
В политической сфере гражданского общества действуют такие его институты, как общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки), органы общественного самоуправления по месту жительства, негосударственные средства массовой информации. Среди общественных объединений в данной сфере следует выделить политические партии. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что их деятельность тесно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти2.
Однако это не совсем так. Партии ставят одной из своих основных целей завоевание и осуществление политической власти. При этом политическая партия, получившая и осуществляющая власть в государстве, автоматически становится его частью, поскольку она формирует из своих членов органы государственной власти, проводит через них свою политику, на время нахождения у власти становящуюся государственной политикой. Действительно, в условиях многопартийности только политические партии (иногда их десятки), не находящиеся у власти, в полной мере отвечают критериям субъектов гражданского общества. Однако в демократических государствах нередка ситуация, когда законодательную и исполнительную власть осуществляют разные партии. В любом случае к субъектам гражданского общества могут быть отнесены лишь партии, не находящиеся у власти.
Целью данной работы является изучение темы «институты гражданского общества».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!