Институциональные основы ЕС и ЕАЭС: сравнительный анализ

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в изучении процесса взаимодействия государств в рамках интеграционных процессов.

Введение и актуальность


Европейская комиссия является главным исполнительным органом Европейского союза. В статье 17 Договора о Европейском союзе Комиссия должна «поощрять общие интересы Союза», в то время как в статье 17 добавляется, что Комиссары должны быть «полностью независимыми», а не «принимать инструкции от любого правительства». Согласно статье 17 «законодательные акты Союза могут приниматься только на основании предложения Комиссии, за исключением случаев, когда в договорах предусматривается иное». Это означает, что Комиссия имеет монополию на инициирование законодательной процедуры, хотя Совет или парламент являются «фактическим катализатором многих законодательных инициатив».
Президент комиссии (в настоящее время бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер) устанавливает повестку дня своей работы. Решения принимаются простым большинством голосов часто посредством «письменной процедуры» распространения этого предложения и принятия его, если нет возражений. В ответ на первоначальный отказ Ирландии от Лиссабонского договора 2007 года было принято решение сохранить систему одного комиссара от каждого из государств-членов, включая президента и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности (в настоящее время Федерика Могерини). Президент Уполномоченного избирается Европейским парламентом абсолютным большинством голосов его членов, после парламентских выборов каждые пять лет, на основе предложения Европейского совета. Последний должен учитывать результаты европейских выборов, в которых европейские политические партии объявляют имя своего кандидата на эту должность. Таким образом, в 2014 году был предложен и избран кандидат от Европейской народной партии, который получил большинство мест в парламенте Юнкера.
Оставшиеся комиссары назначаются по соглашению между избранным президентом и каждым национальным правительством и затем в качестве блока подчиняются квалифицированному большинству голосов Совета для утверждения и одобрению большинством голосов Парламента. Парламент может только одобрять или отклонять всю комиссию, а не отдельных комиссаров, но проводит публичные слушания с каждым из них до ее голосования, что на практике часто вызывает изменения в индивидуальных встречах или портфелях. ​​Статья 248 TFEU говорит, что президент может переупорядочить комиссаров, хотя это редкость, без одобрения государства-члена. Предложение о том, чтобы комиссары были составлены из избранного парламента, не было принято в Лиссабонском договоре, хотя на практике несколько неизменных, отказываясь от своего места, чтобы служить.
Уполномоченные имеют различные привилегии, такие как освобождение от налогов государства-члена (но не налоги ЕС), и иммунитет от уголовного преследования за совершение официальных действий. По некоторым сведениям, комиссары злоупотребляли своими должностями, особенно в связи с тем, что парламентская комиссия Сантера была осуждена парламентом в 1999 году и в итоге ушла в отставку из-за утверждений о коррупции. Это привело к одному из основных дел Комиссии V Эдит Крессон, где Европейский суд постановил, что Комиссар, отдающий дантисту работу, за которую он явно был неквалифицирован, фактически не нарушил никакого закона. В отличие от непринужденного подхода ECJ, Комитет независимых экспертов установил, что культура развивалась там, где у немногих уполномоченных было «даже малейшее чувство ответственности». Это привело к созданию Европейского офиса по борьбе с мошенничеством. В 2012 году он расследовал Мальтийский комиссар по вопросам здравоохранения Джон Далли, который быстро ушел в отставку после обвинений в том, что он получил взятку в размере 60 млн. Евро в связи с директивой по табачным изделиям.
Помимо комиссии, Европейский центральный банк имеет относительную административную автономию в проведении денежно-кредитной политики с целью управления евро. Он имеет совет с шестью лицами, назначаемый Европейским советом, по рекомендации Совета. Президент совета и комиссар могут заседать на заседаниях ЕЦБ, но не имеют права голоса.
Таким образом, Европейский союз не имеет кодифицированной конституции, как и каждый политический орган, он имеет законы, которые составляют его основную структуру управления. Основными конституционными источниками ЕС являются Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза, которые были согласованы или соблюдены среди правительств всех 28 государств-членов. Договоры устанавливают институты ЕС, перечисляют их полномочия и обязанности и объясняют области, в которых ЕС может законодательно устанавливать Директивы или Положения.

Заключение и вывод

Таким образом, научный и образовательный аспект интеграционных процессов в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе сопоставим, что указывает на существенную близость функционирования науки и высшего образования в обеих ассоциациях. Выявленные различия, особенно в вопросах финансирования, законодательная консолидация обязательств участников и применимость общих принципов интеграционного взаимодействия в сфере науки и высшего образования, являются показателем как открывающихся перспектив, так и существующих проблем. На практике это означает возможность использования опыта друг друга в принятии решений в изучаемой области. С теоретической точки зрения разработанные критерии сравнения могут служить для анализа подобных систем в других интеграционных группах.
Вышеприведенные сравнения по выбранным параметрам позволяют сделать вывод о том, что ЕАЭС имеет ряд уникальных возможностей для стимулирования интеграционных процессов путем развития научно-технического и образовательного потенциала. Пять стран могут использовать опыт как Европейского Союза, так и СССР, что дает значительное преимущество, чтобы не повторять ошибок и адаптировать уже существующие разработки. Простое копирование моделей ЕС в научном сотрудничестве и высшем образовании не принесет желаемых результатов из-за глубоких структурных и исторических различий. Необходимо изучить принципы и программы, реализуемые в ЕС, и адаптировать их с учетом реалий ЕАЭС и наследия советского периода. Более того, расположение ЕАЭС между европейскими и азиатскими исследовательскими и образовательными моделями позволяет включить тенденции двух систем в Евразийский НОК, что способствует его эффективности и конкурентоспособности. Похоже, что в будущем в рамках ЕАЭС может быть сформировано единое научное и образовательное пространство (в отличие от двух пространств в ЕС), в рамках которого будет осуществляться тесная интеграция науки, высшего образования с доступом к экономическим операторам различных уровни.
Различные формы международной интеграции позволяют упростить те или иные аспекты, на которые направлена непосредственно сама интеграция. Экономическая интеграция различных государств дает возможность не только для взаимовыгодного выгодного сотрудничества, но также и для развития экономики государства в целом.
Европейский союз не имеет кодифицированной конституции, как и каждый политический орган, он имеет законы, которые составляют его основную структуру управления. Основными конституционными источниками ЕС являются Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза, которые были согласованы или соблюдены среди правительств всех 28 государств-членов. Договоры устанавливают институты ЕС, перечисляют их полномочия и обязанности и объясняют области, в которых ЕС может законодательно устанавливать Директивы или Положения.
Евразийский экономический союз стремится основывать свою модель на Европейском союзе. Все учреждения выполняют свою работу в соответствии с Договором о Евразийском экономическим союзом (ЕЭС) и международными соглашениями, которые обеспечивают правовую и нормативную базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.
И для ЕС, и для ЕАЭС характерна географическая децентрализация системы органов управления. В организационной структуре обеих интеграционных группировок есть институты, которые с определенной долей условности можно отнести к блоку аналогов.
Страны-члены ЕАЭС в настоящее время очень заинтересованы не только в соглашении о свободной торговле, но и в глубоком всеобъемлющем соглашении с Европейским союзом. Причина проста: «голая» зона свободной торговли не выгодна для России и Казахстана, экспорт которых носит необработанный характер. Из-за существующей структуры торговли Россия и Казахстан не заинтересованы в узко сформулированном режиме свободной торговли с ЕС (это справедливо также и для Беларуси, хотя и в меньшей степени).
Единая энергетическая система, в отличие от ЕС, является примером совершенно иной модели интеграции: более узкой и ориентированной на государство, характеризующейся строго экономической интеграцией государств-участников без создания независимых наднациональных органов.
Таким образом, роль политических институтов ЕС и ЕАЭС может выйти на новый уровень в процессах международной интеграции в форме сотрудничества между ЕС и ЕАЭС в сферах: свободной торговли, энергетики, регулирования экономических и поэтических систем в соответствии с правовыми системами, охраной окружающей среды, образованием. «Экономически логичная и сбалансированная система партнерства между ЕАЭС и ЕС может создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и, несомненно, будет позитивной».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ