Инновационные технологии в методике обучения РКИ | Пример курсовой работы

Инновационные технологии в методике обучения РКИ

Цель данной работы – рассмотреть влияние инновационных методов обучения на языковую подготовку иностранных учащихся.

В.Н. Стернберг под «методом проектов» понимает «творческую работу учащихся в рамках заданной темы», отмечая его «интегрированный характер, способность вмещать в себя различные методы обучения». М.Л. Сердюк говорит о методе проектов как системе обучения, «при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».
Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин называют проект одной из важных технологий обучения иностранным языкам. Проектная методика, как они отмечают, основана «на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса и в основе которой лежит личностно-деятельностный подход». Под проектом они понимают самостоятельную планируемую и реализуемую на иностранном языке работу (например, выпуск газеты или журнала, подготовку выставки, постановку спектакля, концерта и т.д.).
Проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества. В результате такой деятельности происходит непроизвольное запоминание лексических единиц и грамматических структур, мотивируется речевая деятельность на изучаемом языке.
Исследователи считают проект интерактивной формой, поскольку он создает ситуации, в которых учащиеся сосредоточивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.
На современном этапе образовательной системы метод проектов получил дальнейшее развитие в связи с применением новейших технологий в преподавании. Появилась такая форма инновационной технологии как мультимедийный проект, т.е. проект, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На всех этапах подготовки такого проекта учащиес обращаются к мультимедийным средствам обучения, Интернет-ресурсам, т.е. к «компьютерным средствам создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, таблиц, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п.».
Проектные уроки с использованием ИКТ неизменно оказываются занимательными, насыщенными различными видами деятельности и вызывают несомненный интерес учащихся, привлекая их перспективой творческой и поисковой самостоятельной работы. Расширив материал учебника с помощью современных технологий, можно повысить интерес учащихся к предмету.
Ю.П. Господарик предлагает классификацию учебных Веб-проектов на основе доминирующего в них метода, выделяя:
● творческие проекты, не имеющие заранее детально проработанной структуры и предлагающие максимальную познавательно-творческую активность обучающихся;
● исследовательские проекты, характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры;
● игровые проекты, где основным компонентом содержания становиться ролевая игра;
● практико-ориентированные проекты, особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (например, подготовка номера Интернет-журнала).
К инновационным технологиям, используемым в процессе изучения иностранного языка исследователи относят игровые технологии, с помощью которых можно повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка. Особая роль в игровых технологиях отводится ролевым играм.
Ролевая игра является формой коллективной учебной деятельности на уроке, с помощью которой обеспечиваются формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения или имитирующих такое общение. Игровые формы работы на уроке позволяют учащимся сосредоточить свое внимание на решении определенной языковой или речевой задачи.
К инновационным методам обучения, которые получили распространение в последнее время, является анализ конкретных ситуаций, или кейс-метод.
Кейс-метод – это метод обучения, при котором учащиеся (чаще всего – студенты) и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Кейс представляет собой описание конкретной ситуации, которая которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию переносится часть реальной жизни, реальная ситуация, над которой предстоит поработать и представить обоснованное решение. Таким образом, кейс–метод способствует развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации.
Итак, использование инновационных технологий в процессе изучения иностранного языка помогает и преподавателю и обучаемому не только смоделировать языковую среду и получить возможность для совершенствования знаний, но и стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации, к исследовательской деятельности, что в итоге может и должно сформировать у школьников и студентов научный тип мышления и стабильный интерес к новым знаниям.
Сегодня перед методикой обучения РКИ стоит одна из важнейших задач ‒ повышение эффективности обучения русскому языку как иностранному в условиях активного использования инновационных технологий в учебно-педагогическом процессе. Определяющим фактором успешного продвижения в этом направлении оказывается работа по интеграции информационно-коммуникативных и проектно-игровых технологий в процесс преподавания РКИ. Практическое отсутствие целевых исследований по данной теме, где проблемы внедрения инновационных технологий в обучение РКИ еще приоритетно не определились, позволило нам рассмотреть особенности интеграции этих технологий в учебный процесс, где они занимают, наряду с традиционными методами, одно из почетных мест.
В ходе проанализированного нами теоретического и практического материала, затрагивающего проблему обучения иностранных студентов русскому языку с применением ИКТ- и квестовых технологий мы пришли к выводу, что применение данных инновационных методов обучения расширяет возможности предъявления учебной информации; позволяет усилить мотивацию учения; активизирует работу студентов, способствует развитию и совершенствованию навыков их самостоятельной работы, а также позволяет изменить контроль за деятельностью учащихся.
Обращаясь к использованию компьютера на занятиях по РКИ, следует отметить, что обучающих программ для обучения русскому языку иностранных учащихся еще предельно мало, не существует и универсального мультимедийного учебника. Но те мультимаедийные программы, которые существуют, помогают совершенствовать грамматические и орфографические навыки учащихся
Рассмотренная нами в данной работе модель изучения конкретной темы по орфографии русского языка («Правописание н и нн в различных частях речи») позволяет эффективно управлять познавательной деятельностью иностранных студентов и решать определенные лингводидактические и методические задачи. ИКТ помогают лучше своих данную тему, а самостоятельная работа с программой в процессе выполнения упражнений способствует повышению грамотности студентов. Постоянное обращение программы к орфографическим правилам, если студент совершил ошибку, определенное количество попыток выполнить упражнение и указание на ошибки самой программой позволяют добиться высоких результатов.
Интересной инновационной технологией является квест-метод обучения русскому языку. Применение данной технологии способствует развитию у студентов умений исследовать, отбирать, использовать информацию как основной материал для получения знаний.
Конечно, в современном образовательном процессе в связи с использованием подобных технологий роль преподавателя меняется. Она больше направлена на сотрудничество и сотворчество со студентами, на осуществление совместного поиска и анализа результатов. Педагог скорее выступает в роли советчика, партнера, который направляет деятельность своих воспитан ников, способствует их самостоятельному исследовательскому поиску.
Итак, педагогическими условиями развития в процессе использования инновационных технологий являются:
– установление интегративных связей между традиционными и нетрадиционными формами обучения с использованием как учебных пособий, так и медиа-материалов и материалов Интернет – ресурсов;
– построение алгоритма поиска необходимой информации;
– конструирование самостоятельных и творческих форм обучения;
– вовлечение студентов в активную поисковую деятельность.
Цель данной работы – рассмотреть влияние инновационных методов обучения на языковую подготовку иностранных учащихся.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!