инновации и эффективность их использования

Цели и задачи

Целью написания курсовой работы является раскрытие сущности и содержания инноваций, а также эффективности их использования.

Введение и актуальность


Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс не заканчивается внедрением, то есть появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу новой именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Выделяют три формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный), расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс имеет место, когда новшество создается и используется внутри одной организации и не принимает непосредственно товарную форму. Простой межорганизационный инновационный процесс возникает тогда, когда новшество выступает предметом купли-продажи и предполагает отделение его создания и изготовления от его потребления. Расширенный инновационный процесс – нарушение технологии производителя-пионера и создание новых производителей нововведений, что в условиях конкуренции способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции.
Основа инновационного процесса – процесс создания и освоения новой техники (технологии). Техника – совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология – совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения [4].
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, товаров или услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационную деятельность, связанную с капитальными вложениями в инновации, называют инновационно-инвестиционной деятельностью.
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:
- подготовка и организация производства, включающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;
- предпроизводственные разработки, которые включают модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;
- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
- приобретение овеществленной технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на инновационных предприятиях продуктовых или процессных инноваций;
- производственное проектирование, которое включает в себя подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций;
- маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию.
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность, которая тесно связана с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. При осуществлении научно-технической деятельности важное значение имеет понятие «масштаб научных работ», охватывающее следующее:
- научное (научно-техническое) направление – наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная развитию данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями нескольких научных организаций;
- научная (научно-техническая) проблема – часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения. Научная работа может быть решена в виде целевой научно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам работ. Координацию этих работ должны проводить головные научные организации;
- научная тема – часть проблемы, которая решается в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ. Цель темы – эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или экономических работ и так далее.

Заключение и вывод


По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.
Для различных сфер деятельности показатели эффективности не одинаковы. Более того, выбор того либо иного показателя зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к конкретной компании. Метод оценки влияния инноваций на экономику системно связан с эффективностью вовлечения новых и улучшающих продуктов в хозяйственный оборот. Он позволяет оценить те изменения, которые произойдут после внедрения нововведения с учетом установленных исходных параметров (потенциал продукта, сегменты рынка). Осуществляется оценка инноваций по степени их рыночной перспективности, хозяйственной реализуемости, эффективности инвестиций и влияния на развитие экономики предприятия в целом.
Повышение результатов деятельности организации во многом зависит от способности системы менеджмента выявлять и использовать резервы. Наличие резервов - это обязательная составляющая любой структуры, так как они заключают в себе потенциальные возможности. На всех стадиях жизненного цикла продукта необходимо проводить поиск резервов, который способствует получению положительного результата, направленного на повышение эффективности деятельности организации. Инновационный фактор позволяет раскрыть и реализовать заложенные в системе резервы и сформировать новые факторы для развития. Это определяет важность рассмотрения и раскрытия сущности эффективности инновационной деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ