ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В КНР на примера «CCTV 13»

Китайским информационным программам и каналам, как ранее, так и сейчас может быть присуща очень большая аудитория, поскольку Китай – одна из самых густонаселенных стран мира. К примеру, «Синьвэнь Ляньбо» (существующая более 20 лет ежедневная новостная программа «CCTV» – Центрального телевидения Китая или первого национального канала Китайской Народной Республики) транслируется на всю территорию материкового КНР, являясь главной новостной программой страны. Ежедневно ее смотрят до 350 миллионов зрителей, во время новогодних праздников – до 460 миллионов.
«CCTV» в попытках заинтересовать максимально широкий круг зрителей представляет доступ к массе различных каналов, среди которых есть и информационные: «CCTV News» и «CCTV-13». Значит, определенную часть телевизионного рынка Китая занимают каналы информационного вещания. Причину этого Й. Ма видит в том, что новости на китайском телевидении являлись и являются одной из основных форм подачи информации, поскольку спрос на таковые информационные продукты среди аудитории является невероятно высоким (даже несмотря на то, что доля информационной составляющей содержания СМИ по всему миру уменьшается, а развлекательной наоборот увеличивается). Видимо, это объясняется тем, что новости имели и имеют самую тесную связь с реальностью, жизнью определенного общества. Из новостей люди получают информацию для коммуникации с внешним миром, повышают свой уровень знаний и так далее.
По причине высокой востребованности новостной информации среди аудитории, телеканалы Китая могут менять свою концепцию, становясь информационными или новостными. К примеру, «CCTV-1» появился в 1958 г. В 1993-м году он стал новостным, а 30 ноября 1995 г. – «новостным универсальным каналом».
Часть программ, также по причине необходимости привлекать и удерживать внимание зрителей, менялась тематически. Как отмечает В. Вэнь, ранее программа «Синьвэнь Ляньбо» содержала только сообщения о деятельности Коммунистической Партии Китая. В данный момент в передаче много внимания уделяется новостям экономики, культуры и так далее. Помимо этого, сейчас заметно увеличение числа новостных сообщений из зарубежных стран.
Важно отметить, что, по мнению М. М. Алиевой, информационные каналы Китая ранее предлагали не только новости. Телеканал «CGTN» появился в 1956 г., и с самого начала передавал международной аудитории (вещание велось на английском, русском и других языках), помимо новостей – репортажи, аналитические программы, тематические выступления и прочие материалы, в которых раскрывались важные общественные проблемы.
По мнению В. Вэня, телевидение в Китае во все времена функционировало под полным государственным, а значит идеологическим и финансовым контролем. Главной задачей телевидения являлась и является пропаганда решений партии и правительства. В начале 1960-х годов из-за «Великой культурной революции» информационное телевидение страны пропагандировало признанные позднее ошибочными теории, линии, курсы, политические установки и воззрения. Стилем партийной информационной работы тогда был формализм, прекратился обмен информацией с зарубежными телевизионными организациями, остановлено вещание «международных новостей».
Сегодня китайское партийное руководство уже некоторое время проводит политику, целью которой является включение Китая в мировое информационное пространство. Важно отметить, что на информационное вещание государственного телевидения «CCTV» государством возлагается миссия по поддержанию политической стабильности в обществе и его сплоченности, по сохранению китайской национальной идентичности.
Ц. Фань и Е. И. Кононова пишут, что сегодня «ССTV» ведет конкурентную борьбу (вследствие развития экономики в стране с 1980-х гг.) с провинциальными и городскими китайскими телевизионными каналами, которые также отличаются информационным (главным образом новостным) вещанием. Так современные рыночные отношения Китая ослабили прежние монополистические позиции некоторых крупных государственных СМИ, а значит, сказались и на информационном вещании. Но наличие конкуренции в предоставлении информации позволяет предположить, что СМИ Китая будут стремиться максимально быстро, честно и в полной мере информировать свою аудиторию о чем-либо, то есть, улучшится качество их работы.
Верстка большинства новостных программ каналов прошлого имеет ряд общих особенностей. Наиболее важные новости передавались в начале выпуска в жанре заметок. Репортажи как более протяженные, сложные для создания и глубокие материалы демонстрировались в середине выпуска. Новости культуры в выпуске чаще всего располагались в конце. Как минимум часть подобных особенностей имеет верстка многих федеральных российских новостных программ, к примеру, «Новостей» на «Первом канале».
К. Р. Байзигитова отмечает, что ранее длительность новостного выпуска составляла от 20 до 40 минут. Важно отметить: по данным Ч. Сяншеня, в содержании информационного вещания Центрального телевидения КНР заметно увеличение объема информации в единицу времени, хотя продолжительность одного информационного сообщения сократилась примерно до минуты.
Общее увеличение объема информации определяется тем, что растет количество сообщений о международных событиях, поскольку множество каналов Китая имеют развитую корреспондентскую сеть по всему миру.
При создании верстки учитывалась необходимость передачи в эфир рекламных сообщений. Чем качественнее новостная программа, тем выше популярность телеканала в целом. Подобная зависимость, по мнению Л. Н. Лохманенко, увеличивала расценки на рекламу на каналах. Временной период перед информационными программами (среди них – уже упомянутая в настоящей работе «Синьвэнь Ляньбо») отличается одной из самых высоких цен на размещение рекламы.
Техническая оснащенность новостных каналов Китая не уступала таковой телеканалам Европы или США. К примеру, создатели «CCTV-1», уже 20-30 лет назад, только получив важную событийную информацию, не успевая оформить кадр, через телеведущего передавали в эфир прямое устное сообщение («Мы только что получили информацию…»), после которого часто следовал уже смонтированный видеоматериал. Нередко в программах сегодня передаются буквенные сообщения о важных событиях внизу экрана бегущей строкой.
Таким образом, информационному телевещанию в Китае в прошлом и сегодня присуща масса особенностей, которые и сформировали это явление: высокая техническая оснащенность каналов, зависимость их содержания от решений правящей партии, специфическая верстка новостных программ как передач в первую очередь информационного вещания и так далее.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ