индивидуальный подход к развитию и воспитанию гиперактивного ребенка дошкольного возраста | Пример курсовой работы

индивидуальный подход к развитию и воспитанию гиперактивного ребенка дошкольного возраста

Цель исследования: Изучить индивидуальный подход к развитию и воспитанию гиперактивного дошкольника.

К внешним проявлениям гиперактивного поведения относят отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, а так же повышенную двигательную активность. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития ребенка гиперактивное поведение способствует возникновению проблем во взаимоотношениях с окружающими, трудностей в обучении и низкой самооценке. Отвержение сверстниками негативно сказывается на гиперактивных дошкольниках. Поэтому таким детям необходимо помогать учиться строить межличностные отношения, а так же давать рекомендации окружающим его взрослым по тому, как нужно общаться с гиперактивным ребенком, чем ему можно помочь. Для организации работы с гиперактивными детьми, необходимо учитывать особенности проявления гиперактивного поведения у дошкольников.


1.2. Особенности проявления гиперактивного поведения у дошкольников

Период детства, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности.
Возраст Д.Б. Эльконин подразумевал как относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, местом на общей линии детского развития. В связи с этим, дошкольный период необходимо рассматривать по следующим главным показателям:
определение социальной ситуации развития;
ведущим типом деятельности[2];
основными психическими новообразованиями, которые были приобретены на данном этапе развития.
Переходы между периодами называются кризисами возрастного развития. На период дошкольного детства влияют кризисы 3-х и 7
лет, которые характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка.
Для нас наибольший интерес представляет дошкольный возраст (3 – 7 лет). В данном возрастном периоде ведущей деятельностью является игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно – оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
Задачей педагога является учет возрастных закономерностей и особенностей дошкольника при организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ.
Психолого-педагогический портрет дошкольника представлен в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.
Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, Л.А. Парамоновой, Т.А. Куликовой, С.А. Козловой и других.
Общая характеристика возрастных особенностей заключается в следующем[9]:
Ребенок – дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера.
Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, игрой как ведущим видом деятельности ребенка.
Дошкольному периоду характерна начальная специализация ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой», т.е. отвечать его интересам и потребностям.
Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника.
Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально – практического познания мира и самого себя.
Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых[13].
Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Необходимо так же отметить, что у дошкольников могут возникать трудности в общении, такие как: замкнутость, застенчивость или конфликтность.
Кроме того, гиперактивные дети неспособны или не желают выражать сдерживаемые чувства, но в силу неразвитости эмоционально-волевых процессов им трудно быть спокойными и сосредоточенными, концентрировать внимание, хотя они не имеют при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Они постоянно перескакивают с одного занятия к другому, будто они не способны сосредоточить свое внимание на избранном объекте[18].
Матери гиперактивных детей отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр. Это осложняет положение гиперактивного ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешности обучения и формировании соответствующего поведения.
Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, чем доставляют окружающим много хлопот, они крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками:
Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится;
Встает со своего места в группе во время занятий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо[22];
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
Находится в постоянном движении и ведет себя так, “как будто к нему прикрепили мотор”;
Часто бывает болтлив;
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Проблема гиперактивности интересует исследователей уже давно. Она волнует педагогов и родителей. Да и сам ребенок испытывает серьезные эмоциональные переживания. Повышенная возбудимость, высокий уровень тревожности, агрессивность, негативные чувства приводят к деформации психического развития ребенка.
Дошкольный возраст — значимый период становления личности ребенка, именно в этом возрасте важна ранняя диагностика и коррекция гиперактивности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время становится актуальной проблема эмоционального благополучия ребенка. Знание особенностей психологического развития детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью позволяет определить основные направление коррекционной работы.
В ходе проведенного исследования детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что преобладающими характеристиками детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью являются агрессивность, жестокость, высокий уровень тревожности, трудности общения с окружающими и другие негативные эмоциональные проявления.
Цель исследования: Изучить индивидуальный подход к развитию и воспитанию гиперактивного дошкольника.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!