Индивидуальные способности личности учителя и индивидуальный стиль работы.

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение индивидуальных способностей личности учителя и индивидуальный стиль работы.

Введение и актуальность


Профессиональную пригодность педагога, конечный успех в его становлении как специалиста определяет совокупность характеристик. С одной стороны, это сформированная профессиональная мотивация, общая и профессиональная подготовленность, а с другой – индивидуально-психологические особенности специалиста (познавательные процессы, темперамент, характер, эмоционально-волевая сфера).
Определим требования к личностным особенностям учителя как профессионала.
Майборода Т.А отмечает, что к необходимым личностным качествам педагогического работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки. К признакам профессиональной зрелости, мастерства и опыта относятся быстрая ориентация в сложившейся ситуации, решительность и смелость [13].
Каждый, кто выбирает педагогическую профессию, берет на себя ношу и ответственность за тех, с кем будет заниматься учением и воспитанием, вместе с тем учитель отвечает за себя самого, свою профессиональную способность, свое право быть учителем, педагогом. Достойное выполнение профессионально долга учителя требует от человека соблюдения ряда обязательств [24].
Во-первых, необходимо объективно оценивать собственные способности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для этой профессии качества (дидактические способности, особенности коммуникативные, эмоциональные проявления, самооценки, саморегуляции и т.д.).
Во-вторых, учитель должен обладать общей деятельной интеллектуальной культурой (внимания, представления, восприятия, памяти, мышления), культурой общения, поведения и в частности педагогического общения. Педагог является образцом, которому сознательно, а больше всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что и как делают учителя.
В-третьих, основой успешной деятельности и обязательной предпосылкой педагога являются уважение, понимание и знание своего ученика. Ребенок должен быть понят учителем и принят им не завися от того, сходятся ли их модели оценок и поведения, системы ценностей; это также предполагает понимание и знание психологических механизмов и теорий общения и поведения.
В-четвертых, учитель является организатором учебного процесса обучаемых, их сотрудничества, а так же выступает в качестве человека, партнера и «фасилитатора», то есть облегчающего педагогическое общение. Это обязывает развивать коммуникативные, организаторские способности для контролирования процесса усвоения знаний детьми, включая их в деятельные формы учебного взаимодействия, который стимулирует познавательную активность всех участников. Развитие таких педагогических, профессиональных умений предполагает и глубокие психолого-педагогические знания, а так же профессиональный, систематический постоянный тренинг [15].
Таким образом, профессиональные педагогические качества должны соотноситься с такими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности: уважай в ребенке человека, личность (что стало конкретизацией золотого правила античности относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе); все время ищи возможность самосовершенствования и саморазвития (так как тот, кто сам не учится, не способен развивать вкус к обучению, «умственный аппетит» у других); вноси в ученика знания так, чтобы он желал и мог их анализировать, был готов использовать их в жизнедеятельности и в своем самообучении.
Данные постулаты есть конкретизация общепринятого тезиса: только характер формирует характер, только личность воспитывает личность. Педагог должен быть «Личностью», это станет профессиональной характеристикой его. В качестве специальных умений можно выделить следующие: самоконтроль, рефлексию, эмпатию (способность самого себя представить на месте другого и осознать его поступки, идеи, желания и чувства), интуицию, наблюдательность и способность в ситуации быстро ориентироваться [1].

Заключение и вывод

Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости, объектом его деятельности является духовность растущего человека, его внутренний мир. В современных условиях нельзя правильно и эффективно решать вопросы обучения и воспитания, не овладев педагогическим мастерством, обширными знаниями по психологии и педагогике, не научившись критически и творчески применять их в работе с детьми. Учитель должен быть сдержанным в ситуациях; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности, отличаться ровностью в динамике чувств. Учитель должен быть всегда объективным в своей деятельности.
Характеризуя индивидуальный стиль работы педагога как особый тип деятельности, необходимо подчеркнуть особенность его адаптивного свойства. Индивидуальный стиль позволяет педагогу максимально полно использовать лучшие стороны личности, при этом компенсируя более нехорошие. Следовательно, индивидуальный стиль работы учителя можно изучать как психологическую систему индивидуальной адаптации человека к окружающей действительности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, по мнению авторов, содержат три группы характеристик – содержательные, динамические и результативные.
Стиль деятельности – это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в производительности и в темпе труда, продолжительности врабатываемости, интересе, целеустремленности, в ритмичности деятельного процесса, в требовательности к качеству результатов труда. Так же стиль зависит от темперамента человека, если педагог слаб характером, то у него навряд ли получится создать свою программу обучения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ