Индивидуальные проявления кризиса трех лет

Негативизм — стремление постоянно противоречить взрослым. Ребенок говорит «нет» даже в том случае, когда на самом деле предпочел бы сказать «да», потому что указания идут от взрослых: малышу же крайне важно утвердиться в собственном мнении, донести взрослым, что он может иметь самостоятельную позицию, отличную от позиции взрослого.
Капризность — стремление всегда отстаивать свое требование. Довольно часто ребенок при этом загоняет себя в тупик: он рад был бы отказаться от начальной позиции, но не может — просто потому, что должен настоять на своем, любой ценой.
Своеволие — стремление ребенка все делать самостоятельно, «Я сам!». Проявление инициативы собственной действия, не соответствует его возможностям и способствует возникновению дополнительных конфликтов со взрослыми [20].
Протест-бунт — ребенок находится в состоянии непрерывной войны с окружением, прежде всего с родителями.
Обесценивание — ребенок, еще вчера такой ласковый и нежный, сегодня начинает ругаться, обзываться, подвергать сомнению слова взрослого и его авторитет [7].
Деспотизм — ребенок не только настаивает на том, что все будет делать сам, но и пытается и взрослых заставить «плясать под свою дудку». Для многих родителей это оказывается настоящим шоком, ведь малыш командует, требует, настаивает.
Л.С. Выготский выделяет несколько больше характеристик кризиса трех лет:
1) негативизм — проявления в поведении ребенка, во время которых он не хочет чего-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых (реакция не на содержание действия, а на предложение взрослых);
2) упрямство — настаивает на своем требовании не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого требует;
3) строптивость — реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, образа жизни;
4) произвол, капризность — попытка действовать самостоятельно, по своему усмотрению;
5) протест-бунт — поведение ребенка характеризуется проявлениями протестов;
6) симптомы обесценивания, дискредитации взрослого — игнорирование предложения, просьбы, оценки взрослого;
7) стремление к деспотизму — попытка проявлять неограниченную власть относительно окружающих;
8) ревность к младшим и старшим, если в семье есть еще дети;
9) невротические, психопатические реакции — страхи, беспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и тому подобное [4].
О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:
Ребенок становится истеричным, даже без особой причины;
Совместные посещения магазинов становятся невыносимыми, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катанием по полу;
Постоянно пытается перейти грань дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятие «нельзя» для него не существует;
На прогулке может убежать в противоположное направление движения и скрыться;
Отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
Пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
Попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом.
При правильном воспитании, когда взрослые своевременно замечают возможности ребенка, удовлетворяют его потребность в новых формах деятельности и взаимоотношений со взрослыми, период трудновоспитуемости сокращается.
Кризис 3-х лет — явление переходное, а связанные с ней новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми — важный этап в психическом развитии ребенка, который готовит его к новому возрастному периоду развития [13].
Вследствие преодоления кризиса трех лет ребенок вдруг начинает понимать, что у него есть две ноги, на которые он сама может надеть сапоги своими руками, что он может стучать крышкой кастрюли о стол и добывать при этом громкие звуки. Ребенок как бы заново — уже не глазами родителей, а своими собственными — начинает смотреть на окружающий мир и выстраивать его для себя, уже осознавая и выделяя себя в этом мире.
Под влиянием отношений со взрослым развиваются социальные эмоции ребенка, оказывается эмпатия к другим людям. Кроме того, атмосфера в семье, оценочные высказывания взрослых формируют и будущую самооценку.
Надо учитывать, что в этот период развития личности происходит и становление самолюбия, основанной на чувстве гордости за собственные достижения. А в результате неудач, когда существует угроза не получить одобрительного отзыва или потерять любовь взрослого, у ребенка постепенно возникают и закрепляются эмоции страха, стыда. Поэтому важно адекватно реагировать на поступки своих детей, чтобы не заложить основу для нарциссизма или комплекса неполноценности.
Таким образом, кризис трех лет — один из самых сложных моментов в жизни ребенка, это разрушение устоявшихся социальных отношений, осознание и отделения своего «Я».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ