Имидж руководителя

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть сущность и теоретические основы процесса формирования имиджа руководителя дошкольного учреждения.

Введение и актуальность


Исключительно серьезную роль в решении этой проблемы играют эмпатийные способности руководителя. Эмпатия – способность становиться на место другого человека (мысленно) и видеть его глазами ситуацию, которая происходит; чувствовать, что его тревожит или радует, насколько это является значительным для него, воспринимать чужие проблемы как свои, то есть в определенной степени отождествлять себя с личностью, с которой взаимодействует другой. Владение эмпатией позволяет чувствовать радость и невзгоды, счастье и грусть, другие чувства.
Эмпатию формируют на основании таких качеств, как доброжелательность, справедливость, чувствительность, чуткость, человечность. Кроме этого, должны быть достаточно развитыми такие психические процессы, как воображение, наблюдательность, фантазия, творческое мышление, способность к эмоциональному восприятию и рефлексии, анализу и синтезу. Самое главное для развития эмпатических чувств и адекватного их проявлению в образовательной практике – это любовь и уважение к субъектам воздействия, искренний интерес к их жизни, стремление помочь, понять их мечты, ожидания, мысли.
Чтобы постоянно контролировать себя, можно вести психолого-педагогический дневник, а потом его анализировать и делать выводы об изменениях с негатива на позитив в аспекте собственного состояния.
По мнению Н. В. Галиуллиной и Н. И. Левшиной наибольшее влияние на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения оказывают черты характера, качества деятельности и особенности взаимодействия с сотрудниками. Работа руководителя образовательного учреждения в наши дни – это в первую очередь общение, коммуникации различного уровня и типа. В любом общении, очень большую роль играет впечатление, которое производят участники общения друг на друга. Должность обязывает никогда не забывать о том, что в любую минуту на руководителя может быть устремлено множество глаз. И именно он задает тон и создает дух коллектива, которым руководит [6, c. 29-30].
В.М.Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шанс улучшить свой имидж.
В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение и желание нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.
Во вторую группу входят такие характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (способность к межличностному общению, деловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации).
К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особо следует выделить интуицию и гибкость в общении. Очень ценно, когда жизненный и профессиональный опыт помогает личности обострить интуицию [37 , с. 52-56].
Руководитель образовательного учреждения должен быть талантливой личностью. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие руководители осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.
Помочь в этом могут имиджмейкеры – специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж руководителя не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже имеющимся возможностям руководителя, так как большинство наших руководителей считают, что они и так наделены харизмой. Роль руководителя современного образовательного учреждения в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Руководители же настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.
Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а поэтому – правильного выбора своей модели поведения.
Гете говорил, о том, что поведение – это зеркало, в котором каждый показывает самого себя. И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.
Критерии выбора модели социального поведения :
– нравственная и правовая безупречность;
– учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств;
– цель, которую ставит перед собой личность;
– самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно;
– учет психологических характеристик. В имиджировании актуально понимание тех личностных и деловых качеств, которые ожидаемы партнерами по общению [36,с.42].
Итак, создание имиджа руководителя образовательного учреждения – процедура, требующая затрат времени, денег и собственных усилий. Делать самого себя – наиболее сложная работа, но она одновременно представляет и наибольший интерес для каждого человека. Привлекательный для других и не противоречащий своему внутреннему «я» образ является ключом к решению многих жизненных проблем.
Имидж руководителя ДОУ нужно рассматривать как управленческую и социально-психологическую категорию. Это позволяет комплексно подходить к процессам создания и совершенствования имиджа управленца, учитывая профессиональные и личностные имиджмейкерные факторы.

Заключение и вывод

1. Итак, имидж является комплексным понятием. Процесс конструирования имиджа руководителя предусматривает упорную и постоянную деятельность индивида, призванную гармонизировать личностные качества руководителя и внешние характеристики личности в ответ на ожидания социальной группы и собственные самоощущения. Положительный имидж руководителя служит средством неформального влияния, дополнительным мотивационным фактором в системе управления персоналом.
2. Вопрос формирования положительного имиджа дошкольного учебного заведения, выступает одной из составляющих модернизации образования, на сегодня очень важным и необходимым. Формирование имиджа учебного учреждения – это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
Приспосабливаясь к меняющимся реалиям жизни, современное учебное заведение непрерывно развивается и обновляется и формирует собственный имидж. В общем имидж ДОУ рассматривают как модель для действительности и как саму действительность.
3. В наше время информация и имидж-технологии становятся главной производительной силой, основой формирования интеллекта и развития материальной и духовной культуры общества и цивилизации. Дошкольное учреждение, выполняя важный социальный заказ в соответствии с общественно-политическими и экономическими преобразованиями выступает как мощный фактор воспитания и воспроизводства производительных сил России на основе положительного имиджа.
4. Происходят изменения в концепции имиджа руководителя ДОУ, социально-политическая ситуация в современном обществе требует существенных преобразований.
Для того, чтобы сформировать положительный имидж ДОУ руководителю нужно хорошо быть знакомым с самим понятием «имидж», определить основные свойства имиджа ДОУ, сформировать функции имиджа и его основные черты, разработать основные этапы формирования механизма имиджа ДОУ и его социальные и личностные характеристики. Для лучшего восприятия имиджа ДОУ обществом, мониторинга представлений о его работе желательно проводить социологические исследования.
Формируя имидж различных объектов, общество сознательно или полусознательно ожидает от ДОУ решения определенных, четко определенных социальных задач. Имидж учебного заведения является определенным определяющим маркером для их деятельности.
В настоящее время наблюдается глубокое изучение феномена понятие «имидж ДОУ» и его руководителя, который благодаря СМИ стал ближе и понятнее широкой публике. Но окончательно это явление не исследовано, существует множество «белых» пятен, для раскрытия которых нужно объединить силы не только педагогам, но и социологам, психологам, поскольку в основе понятия лежат социально-психологические причины. Ведь только точно изучив данный феномен, можно будет избавиться от многих проблем.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ