Иллюстрации, их роль в литературно-художественных изданиях | Пример курсовой работы

Иллюстрации, их роль в литературно-художественных изданиях

Цель данной работы заключена в подробном рассмотрении искусства иллюстрирования произведений, как художественного литературного жанра, так и научно – познавательного жанра.

Такие портреты могут быть особенно тесно связаны с содержанием конкретной книги. Таков, например, портрет Пушкина работы Фаворского на фронтисписе к “Борису Годунову” – поэт погружен в работу над этим произведением, он окружен книгами, по которым изучал эпоху. С висящего на стене портрета на него смотрит автор “Истории государства Российского”, памяти которого Пушкин посветил свою трагедию, а перед мысленным взором поэта – народ на площади в ожидании важных событий.
Среди живописных и скульптурных портретов писателей можно найти такие, которые глубоко раскрывают их внутренний мир. Эти портреты – в оригинале – представляют большой интерес. Однако при репродуцировании вследствие сильного уменьшения, необходимости дать лишь фрагмент, из-за воспроизведения многокрасочных оригиналов в одну краску они мною теряют: примером могут служить часто воспроизводимые в книгах портреты Пушкина работы Кипренского, Достоевского работы Перова, Бальзака работы Родена. Гораздо меньше потери при репродуцировании портретов, выполненных средствами графики.
В фотографическом портрете важна его выразительность, можно назвать примером портреты Маяковского, Блока, Пастернака. Но, к сожалению, бывает иначе, и портрет не отражает внутренний мир автора.
Развернутый план иллюстрирования называется сюитой иллюстраций. Это открывает перед художником огромные возможности для творчества. Он вправе выразить психологический портрет героя произведения, выбрать для изображения наиболее яркий эпизод, по-своему предложить бытовую картину или пейзаж к произведению. Иллюстрации данного плана предлагаются различного формата – полуполосные, полосные, разворотные, на полях, оборочные.
Нередко встречаются документальные иллюстрации. Сюда можно отнести рукописи, древние издания, близкие люди автору, фотографии знаменитостей. Документальные иллюстрации нужны в научных изданиях, в собраниях сочинений, в познавательной литературе, энциклопедиях для юношества и т.п.
Особый вид художественно-документальных иллюстраций – репродукции произведений изобразительного искусства, которые хотя и не связаны непосредственно с сюжетом литературного произведения, но раскрывают дух описываемой в нем эпохи.
Пример удачного применения такой системы – иллюстрации к книге Ш. Де Костера “Легенда об Уленшпигеле”, которые списаны, главным образом, со старинных картин П. Брейгеля.
Фотоиллюстрации могут быть выполнены с помощью особых приемов, в результате которых изображение знакомого объекта становится непривычным, и вследствие этого производит неожиданное впечатление. Один из таких приемов – съемка с помощью очень крупного растра с последующим увеличением, благодаря чему получается изображение, точечный характер которого ярко выражен.
Пример такого изображения – фотопортрет поэта П. Антокольского на фронтисписе его книги «Театр».
Еще более своеобразны, подчас фантастичны бывают изображения, полученные способами фотографики, то есть при специальных условиях фотопроцесса. Эти способы позволяют, например, изменять плотность негатива или отпечатка, получать сверхконтрастные (или, наоборот, размытые) по сравнению с оригиналом фотоотпечатки.
Заметим, однако, что применение этих интересных методов требует не только большого художественного такта, но и высокой технической квалификации.
Итак, можно сделать следующие выводы. Во-первых, иллюстрации в художественной и научно-популярной литературе имеют огромное значение. Они дополняют содержание книги, придают ему яркость восприятия.
От художника или фотографа зависит, насколько точно он сумеет передать авторский взгляд на происходящие события в книге, все тонкости и психологический портрет героев сюжета, всю соответствующую содержанию обстановку и природу происходящего.
Безусловно, иллюстратор является соавтором произведения. Именно поэтому, авторы всегда относились придирчиво и критично к предлагаемым для их книг иллюстрациям.
Быть иллюстратором книги определенного жанра – большая ответственность и нелегкий профессиональный труд, требующий и таланта, и интеллекта.
Цель данной работы заключена в подробном рассмотрении искусства иллюстрирования произведений, как художественного литературного жанра, так и научно – познавательного жанра.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!