игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста | Пример курсовой работы

игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Цель работы: повысить уровень развития коммуникативных способностей у младших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры.

Основу ᅟдиалога ᅟсоставляют ᅟчетыре ᅟтипа ᅟвысказываний ᅟкоммуникативного ᅟхарактера: ᅟвопросы, ᅟкоторые ᅟк ᅟпяти ᅟгодам ᅟносят ᅟярко ᅟвыраженную ᅟпознавательную ᅟнаправленность; ᅟпобуждения ᅟ(просьбы, ᅟпредложения, ᅟприказания-команды); ᅟсообщения; ᅟвопросы, ᅟпобуждения ᅟи ᅟсообщения ᅟс ᅟотрицанием ᅟ(появление ᅟотрицания ᅟявляется ᅟосновой ᅟрезкого ᅟскачка ᅟв ᅟречи ᅟребенка ᅟвторого ᅟгода ᅟжизни). ᅟ
При ᅟорганизации ᅟпроцесса ᅟформирования ᅟдиалогической ᅟречи ᅟдошкольников ᅟнеобходимо ᅟиспользовать ᅟтехнологии, ᅟкоторые, ᅟактуализируя ᅟличностные ᅟособенности ᅟдетей, ᅟнаиболее ᅟоптимально ᅟвключали ᅟбы ᅟих ᅟв ᅟдеятельность, ᅟспособствовали ᅟбы ᅟреализации ᅟформируемых ᅟкоммуникативно-речевых ᅟумений.
Обогащать ᅟречевое ᅟобщение ᅟдетей, ᅟсделать ᅟего ᅟболее ᅟестественным, ᅟнепринужденным ᅟпомогают ᅟневербальные ᅟсредства ᅟкоммуникации. ᅟВажно, ᅟчтобы ᅟребенок ᅟмог ᅟадекватно ᅟвоспринимать ᅟнесловесную ᅟинформацию, ᅟотличать ᅟблизкие, ᅟно ᅟне ᅟтождественные ᅟэмоциональные ᅟсостояния ᅟсобеседника. ᅟРазвитие ᅟневербальных ᅟумений ᅟсоздает ᅟдополнительные ᅟвозможности ᅟдля ᅟустановления ᅟконтактов, ᅟвыбора ᅟправильной ᅟлинии ᅟповедения, ᅟусиливает ᅟэффективность ᅟсоциального ᅟвзаимодействия ᅟдошкольников.
Интересно, ᅟчто ᅟязыку ᅟучат ᅟс ᅟдетства, ᅟа ᅟжесты ᅟусваиваются ᅟестественным ᅟпутем, ᅟи ᅟхотя ᅟпредварительно ᅟих ᅟникто ᅟне ᅟобъясняет, ᅟговорящие ᅟправильно ᅟпонимают ᅟи ᅟиспользуют ᅟих. ᅟВероятно, ᅟобъясняется ᅟэто ᅟтем, ᅟчто ᅟжест ᅟиспользуется ᅟчаще ᅟвсего ᅟне ᅟсам ᅟпо ᅟсебе, ᅟа ᅟсопровождает ᅟслово, ᅟа ᅟиногда ᅟуточняет ᅟего. ᅟИзвестно, ᅟчто ᅟ65% ᅟинформации ᅟпередается ᅟс ᅟпомощью ᅟневербальных ᅟсредств ᅟобщения.
Таким ᅟобразом, ᅟразвитие ᅟневербальных ᅟумений ᅟсоздает ᅟдополнительные ᅟвозможности ᅟдля ᅟустановления ᅟконтактов, ᅟвыбора ᅟправильной ᅟлинии ᅟповедения, ᅟусиливает ᅟэффективность ᅟсоциального ᅟвзаимодействия ᅟдошкольников.
Человек ᅟне ᅟрождается ᅟготовыми ᅟречевыми ᅟнавыками. ᅟВсе ᅟкоммуникативные ᅟкомпоненты ᅟформируются ᅟв ᅟтечение ᅟжизни, ᅟа ᅟнаиболее ᅟсинзетивным ᅟдля ᅟэтого ᅟявляется ᅟпериод ᅟдошкольного ᅟдетства.
В ᅟработе ᅟвоспитателя ᅟосновным ᅟвопросом ᅟстановится ᅟ ᅟ- ᅟопределение ᅟэффективных ᅟпутей ᅟразвития ᅟкоммуникативных ᅟнавыков ᅟдошкольника.Выбор ᅟметодов ᅟи ᅟприемов ᅟопределяется ᅟвозрастными ᅟи ᅟиндивидуальными ᅟособенностями ᅟдетей, ᅟих ᅟпсихофизиологическими ᅟособенностями ᅟдетей ᅟ(для ᅟвизуалов, ᅟаудиалов, ᅟкинестетиков). ᅟ
Для ᅟразвития ᅟактивной ᅟречи ᅟребёнка ᅟвоспитателю ᅟнеобходимо ᅟсопровождать ᅟдействия ᅟребёнка ᅟсловами ᅟи ᅟпобуждать ᅟего ᅟк ᅟпроговариванию. ᅟВ ᅟработе ᅟпо ᅟразвитию ᅟречи ᅟдетей ᅟиспользуются ᅟследующие ᅟформы ᅟсовместной ᅟдеятельности: ᅟнаблюдение ᅟи ᅟэлементарный ᅟтруд ᅟв ᅟприроде; ᅟсценарии ᅟактивизирующего ᅟобщения; ᅟигры-забавы ᅟи ᅟигры-хороводы ᅟна ᅟразвитие ᅟобщения; ᅟслушание ᅟхудожественной ᅟлитературы ᅟс ᅟиспользованием ᅟярких ᅟкрасочных ᅟкартинок; ᅟинсценирование ᅟи ᅟэлементарная ᅟдраматизация ᅟлитературных ᅟпроизведений; ᅟигры ᅟна ᅟразвитие ᅟмелкой ᅟмоторики ᅟрук; ᅟдидактические ᅟигры ᅟи ᅟупражнения; ᅟбытовые ᅟи ᅟигровые ᅟситуации; ᅟэлементарное ᅟэкспериментирование. ᅟ
Взаключении хотелось бы сказать, что игра – это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит, особенно для маленького ребенка.
Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самое сущность игры.
Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.
Проанализировав и обобщив игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
Функции реальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов. В игре происходит реализация роли, которая раскрывает для ребенка смысл правила, и подчинение этому правилу.
Среди множества методов работы с детьми в том числе, и коррекционной, можно выделить метод конгруэнтной коммуникации, основная цель которого – обеспечение системы психологических условий позитивного личностного развития ребенка.
Социально-психологическое исследование по оценке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста д/с № 9 г. Екатеринбурга позволило получить следующие данные:
Количество детей, прошедших социально-психологическое исследование – 15 ребенка. Мальчиков – 7, девочек – 8.
Результат проведенных исследований показывает, что развитие детей проходит успешно, большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:
развитые навыки коммуникации,
стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками,
дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, – все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.
Это происходит безусловно, благодаря тому, что в детском саду реализуется достаточно хорошая образовательная программа, в которой уделено большое внимание развитию у детей навыков общения с помощью игровых методов. Свою роль играет и работа по приоритетным направлениям: охрана и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие, коррекция нарушений физического и психического развития и социально-психологическая реабилитация.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения – тонкий показатель отклонения психического развития.
В соответствии с этой целью успешно реализуются поставленные задачи, такие, как:
развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,
развивать навыки социального поведения,
способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,
формировать позитивное отношение к своему “Я”,
формировать позитивное отношение к сверстникам,
учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,
сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.
Все начинается с детского сада. Уже сейчас ребята подготовительных групп проходят тестирование с психологами, а родители и воспитатели получают рекомендации по подготовке к школе. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада. Проводится много исследований по подготовке детей к школе, и большое внимание уделяется преемственности детского сада и начальной школы.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии, как переходный, критический период детства. Он еще имеет наименование кризиса 7 лет. Само слово кризис, воспринимается многими как что-то болезненное. Ведь в детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.
Цель работы: повысить уровень развития коммуникативных способностей у младших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!