ICO как явление в современной экономике

Ввиду изложенного, представляется, что наиболее правильным было бы отнести криптовалюты к «иному имуществу», поскольку такой подход позволяет сохранить под контролем законодательства сделки, совершаемые с биткоином и подобными криптовалютами. Следовательно, наиболее целесообразной видится правовая квалификация сделок с использованием криптовалют как мены.
Ввиду сложности и неоднозначности правовой и экономической природы криптовалют, а также в связи со сравнительно недавним вхождением их в широкое употребление в гражданском обороте, новизной и нестандартностью криптовалют, во многих странах отсутствует полноценное и комплексное правовое регулирование криптовалют и сделок, совершаемых с их использованием.
К началу 2015 г. лишь 6 государств ввели абсолютный запрет на использование криптовалют: Бангладеш, Боливия, Эквадор, Кыргызстан, Таиланд и Вьетнам.
Однако, следует заметить, что формальный запрет криптовалют зачастую не препятствует фактическому продолжению их использования, поскольку в условиях анонимности транзакций достаточно сложно доказать и привлечь лиц, занимающихся такой деятельностью, к ответственности. Подобных примеров в мировой практике существует достаточно большое количество.
Так, в Китае еще в 2013 г. биткоин был признан виртуальным товаром, не являющимся законной валютой, вследствие чего банкам и финансовым организациям КНР было запрещено производить конвертацию биткоинов в юани. Центробанк КНР также обязал все биткоин-компании зарегистрироваться в Министерстве информационных технологий.
Однако введение более строгих правил не помешало развитию криптовалютного сектора в Китае: операции между физическими лицами остались законными; инструкции, ужесточавшие правила для биткоин-площадок, не исполнялись правительством и биткоин-площадки продолжали осуществлять свою деятельность.
4 сентября 2017 года Центробанк КНР запретил проведение ICO (Initial Coin Offering, привлечение инвестиций в проекты по выпуску криптовалют), признал их незаконными и потребовал немедленно прекратить все операции. Кроме того, с 15 сентября 2017 г. всем китайским биржам, занимающимся операциями с криптовалютами, было запрещено осуществлять регистрацию новых пользователей.
Представляется, что законодательство должно соответствовать сложившимся экономическим отношениям. Следовательно, если отношения с использованием криптовалют имеют широкое распространение в обществе, то будут найдены новые способы обхода запретов на их применение, и подобные законы не будут исполняться на практике.
В большинстве стран криптовалюты не запрещены, однако их правовое регулирование различается.
В США правовое регулирование выпуска и обращения биткоинов различается в зависимости от штата.
Так, первым из штатов США, объявившим криптовалюту деньгами, был штат Вашингтон.
В штате Калифорния организации, осуществляющие денежные переводы (в том числе операции с биткоинами), обязаны получить лицензию в Департаменте коммерческого надзора.
На федеральном уровне в США было принято руководство, в соответствии с которым биткоины рассматриваются в качестве собственности; следовательно, выплата заработной платы в криптовалютах подлежит налогообложению; в отношении платежей в криптовалютах необходимо предоставлять в уполномоченные органы, как и в отношении платежей за собственность.
В целом отношение к криптовалютам со стороны властей США является достаточно враждебным, поскольку, как известно, анонимные расчеты, при которых отсутствует возможность установить плательщика либо получателя, могут быть использованы для осуществления нелегальных операций, в которых финансирование терроризма стоит не на последнем месте.
В Великобритании криптовалюты до 2014 г. считались «целевыми ваучерами», сделки с использованием которых подлежали налогообложению (НДС). С 2014 г. биткоин в Великобритании был признан средством платежа, а операции с ним были освобождены от НДС.
В Швеции с 2013 г. биткоин имеет правовой режим валюты. Доход от эмиссии биткоина в шведском законодательстве квалифицируется как деятельность, связанная с хобби, и не облагается подоходным налогом, однако при наличии ряда условий (профессиональные цели, получение прибыли более 25 биткоинов в год и т.д.) такой доход все же облагается налогами.
Впоследствии регулирование биткоинов было отчасти унифицировано Европейским судом. 22 октября 2015 года Европейский суд постановил, что операции обмена биткойнов на фиатные валюты освобождаются от НДС. Операции, совершаемые в биткоинах, были квалифицированы как платёжные операции с валютами, монетами и банкнотами, вследствие чего они не подлежат обложению НДС.
Европейский Суд рекомендовал всем странам-членам Евросоюза исключить криптовалюты из числа активов, подлежащих налогообложению, что означает уницифирование регулирования криптовалют в Европейском союзе.
Таким образом, правовое регулирование оборота криптовалют в законодательстве различных стран является крайне неоднородным. Одни страны запрещают использование криптовалюты полностью, другие рассматривают ее как валюту или деньги, третьи – как объект права собственности.
Однако, учитывая, что с использованием криптовалют совершается все больше сделок между лицами из разных государств, представляется необходимым для повышения уровня гарантированности прав участников таких сделок выработать унифицированные международные правила, которые позволили бы систематизировать и привести в единообразие правовое регулирование криптовалют в различных государствах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ