и услуги в Российской Федерации | Пример курсовой работы

и услуги в Российской Федерации

Целью работы является анализ правового регулирования цен и субсидий на продукцию, работы и услуги в Российской Федерации.

На ценообразование влияет множество различных факторов, которые принято делить на две большие группы: внешние и внутренние. К внутренним относят те, которые происходят внутри фирмы, например производственные возможности, финансовые ресурсы предприятия, системы управления сбытом и производством, технологическое и техническое состояние предприятия, результаты его былой хозяйственной деятельности и стратегические планы на будущее. На основе внутренних факторов определяется структура и уровень затрат, которые должно покрываться с помощи дохода, который очень сильно зависит от цены. Внешние факторы описывают условия на рынке, на котором функционирует предприятие, они включают в себя: отраслевые рынки сбыта и конкретных потребителей, макроэкономическую среду.
1.3 Способы воздействия государства на цены
Процесс, направленный на поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства представляет собой главные цели, стоящие перед регулированием процесса ценообразования со стороны государства. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, целям свойственно изменяться и это зависит от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. Принимая во внимание вышеизложенное, целями государственной экономической политики могут являться:
поддержание сбалансированного общественного производства;
стимулирование роста производства;
обеспечение полной занятости;
повышение эффективности общественного производства;
справедливое распределение дохода;
стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;
сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Государством могут ставиться перед собой любые цели. Но для их достижения в его распоряжении должны иметься средства, ресурсы как материального, так и нематериального порядка, которые представляли бы собой гарант достижения целей, т.е., другими словами, – государством должна иметься возможность в случае необходимости “нажать” на определенные средства, которыми могут являться следующие: 20, с.60
государственный бюджет;
государственная собственность;
законодательное творчество;
информация;
внешняя торговля;
силовые структуры.
Факт регулирования процесса ценообразования представляется нормой современной экономики во всех странах мира.
Процесс регулирования цен происходит с применением установленных верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены категорически запрещается.
Вмешательство государства в процесс ценообразования осуществляется при помощи санкционированного со стороны правительственных органов завышения издержек производства посредством включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. Как результат данного действия в целых отраслях имеет место возникновение ситуации, когда «издержками подпирается цена», то есть являющимися расчетными, а не действительными издержками производства. Вследствие того, что правительством объявлены льготы, оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что необходимость повышения цен становится само собой разумеющимся фактом. Так как льготами наделена вся отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может выступать в роли достаточного препятствия для роста цен.
Прямым государственным вмешательством представляется целесообразным считать государственную политику по установлению цен на так называемые акцизные товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывается государственными субсидиями. Ценовые субсидии предусматривают снижение цен: специальные доплаты производителю или потребителю.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг является значительной, к примеру, это имеет отношение к военным отраслям промышленности, рядом подотраслей строительства. Правительственными органами, являющимися постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливаются на основании договоренности с партнерами «контрактные цены», которые впоследствии становятся базовыми для отрасли.
Эффективным средством, направленным на регулирование процесса ценообразования выступает НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги и дифференцированными изменениями ставок этого налога непосредственно оказывает воздействие на цены.
Особым направлением государственной экономической политики представляется целесообразным назвать государственное воздействие в отношении внешнеторговых цен. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путём санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, то есть расчётные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
Таким образом, можно сказать, что государственное вмешательство не является отрицательным. Государство может иметь иные цели, нежели экономическая эффективность. Кроме того, встречаются ситуации, при которых государственное вмешательство может повысить экономическую эффективность. К ним относятся внешние эффекты и случаи возникновения трудностей на рынке.
Для многих компаний ставится крайне важным параметром конкретный уровень прибыли. В таком случае используется стратегия целевых цен. Размер прибыли должен оставаться постоянным, как бы ни менялись цены или объемы продаж.
Среди фирм, чей товар находится на такой стадии жизненного цикла, как “упадок”, а именно в финальной его стадии, очень часто применяется стратегия льготных цен. Такая стратегия подразумевает значительное снижение цены с целью быстрого повышения объема продаж. Зачастую применяется для ликвидации остатков товара, чтобы быстро получить хоть какую-то прибыль.
В условия монополии или олигополии зачастую используется стратегия «следования за лидером». Тогда цена на новый товар может отличаться от цены фирмы-лидера, но только определенных пределах.
На рисунке 2 отмечены этапы разработки ценовой политики:

Государственное регулирование контроля цен и трансфертов является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений.
Необходимость государственного вмешательства в ценообразовании возникла еще в начале XVII века, но и на данный момент не утратила своей актуальности.
Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику определяется целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связана с преодолением провалов рынка.
В процессе государственного регулирования экономики выделяют субъекты, объекты, цели и инструменты.
Субъектами являются носители, выразители и исполнители экономических интересов. Между субъектами, с одной стороны, целями и инструментами государственного регулирования экономики, с другой, существуют многообразные прямые и обратные связи.
Основные объекты государственного регулирования экономики – экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платёжный баланс; цены; НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Цена является одним из основных объектов государственного регулирования экономики. Цена это сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены проявляется через её функции: измерительную, соизмерительную, учётную, регулирующую, стимулирующую, перераспределительную.
Цели государственного регулирования экономики зависят от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны и выражаются, через выполняемые государством экономические функции.
Методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность – административные меры, либо на систему внутренних стимулов – косвенное экономическое воздействие.
Исследование системы государственного управления Российской Федерации подтвердило, что в настоящее время создана необходимая структура государственного регулирования цен. Механизм государственного регулирования ценообразования в России реализуется через структуру государственных органов. Основой её построения служит федеративное устройство страны. Перечень органов регулирования и контроля цен определён законодательством. На федеральном уровне – это Департамент цен Министерства экономики и финансов Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации – органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие регулирование и контроль цен в пределах своей компетенции, на местном уровне при необходимости создаются органы регулирования цен в структуре органов местного самоуправления. Между уровнями власти разграничены полномочия по регулирования цен (тарифов).
Опыт применения антимонопольной политики в развитых странах полезен России на современном этапе, когда возникают сомнения в совершенстве антимонопольной политики в нашей стране. А более чем 50-летний опыт развития объединенного рынка Европы может помочь в формировании и облегчении функционирования объединенного экономического пространства стран СНГ.
Целью работы является анализ правового регулирования цен и субсидий на продукцию, работы и услуги в Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!