художественные особенности произведений Б. Кустодиева на тему народных праздников

Цели и задачи

Цель работы: исследовать феномен народного праздника в художественном творчестве Б.

Введение и актуальность


Важно заметить, что художник идеализирует праздник – народное гулянье. Праздничность искусства Б. Кустодиева воспринята им от народного мироощущения и уходит корнями в народную художественную культуру. Из лубочной росписи пришли в творчество Б. Кустодиева орнаментальность его полотен, декоративное понимание пространства и формы, смелость сочетаний локального цвета.
Данное сочетание чистых цветов дает, в первую очередь, сочную насыщенность колорита. Следовательно, из этого становится понятным, что связь с народной художественной культурой представляется ключевой в творчестве Б. Кустодиева.

Глава 2. Народный праздник – особый жанр живописи


Зарождение и становление жанра народного праздника в русской живописи


Жанр народного праздника представляется одним из видов русского изобразительного искусства, который начал самостоятельно развиваться весьма поздно – во второй половине XIX века, когда на место классического и романтического направления пришел реализм, который стремился к постижению, а также изображению личной и общественной жизни человека. Развитие жанра народного праздника в русском искусстве связано, в первую очередь, с ростом демократических и реалистических направлений, с обращением русских художников к широкому кругу сфер народной жизни и трудовой деятельности, где решаются важные социальные вопросы. Несмотря на это, зарождение жанра народного праздника началось, по мнению искусствоведов, еще во второй половине XVIII века, в тот время, когда некоторые художники впервые начали использовать в своих работах сюжеты и темы из жизни простого народа. Когда жанр народного праздника только формировался, ему были характерны: раскрытие внутреннего состояния людей их обыденная жизнь. Так и раскрытие переживаний людей, т.е. их внутреннее состояние, во время того или иного торжества [5, с. 189].
Жанр народного праздника в живописи второй половины XIX века удивляет, в первую очередь, широтой, которая в ней охвачена, важные аспекты минувших времен.
Важно отметить, что в картинах русских художников разносторонне представлены люди, нравы и быт, празднования.
Период активного становления и распространения жанра народного праздника был переходным временем в истории России. Ни один серьезный и честный живописец не мог оставаться равнодушным наблюдателем   [18,  с.  475].
Русские мастера жанровой картины не гнались за задачами шаг за шагом, тем самым закрепить характерные сцены из обыденной жизни народа с тем, чтобы в итоге охватить ее всестороннее. Роль художников-жанристов не сводилась к передаче того, что каждый человек может наблюдать в обыденности, состояние и эмоции, которые люди переживают в момент празднования того или иного торжества. Несмотря на это, в жанровой живописи художников мы находим в основном личные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, которые художнику будто случайно запомнились. Несмотря на это, такова сама природа живописи, что она ограничивается явлениями из жизни обычных людей, не игнорирует обыденное состояние людей, ординарные моменты из жизни, мелкие факты.
Важно отметить, что зима в творчестве русских художников открывается целой галереей художественных образов, таких разных, и в то же время близких и понятных каждому зрителю, которые вызывают богатство чувств и настроений: от безудержного праздничного веселья до лирического созерцательного настроения тихого вечера у камина. К примеру, в картинах  Н.  Дубовского зимняя природа затмевает своей загадочностью и изяществом. К тому же, жанровые сцены К. Трутовского, которые посвященные зимним праздникам, охвачены легкостью и озорством предрождественской суеты. На полотнах русских импрессионистов, таких как И. Грабаря и К. Юона снег обретает богатое цветовое выражение, переливаясь всеми оттенками перламутра [14, с. 96].
Образ зимнего праздника представляется одним из наиболее частых мотивов в русской живописи. Веселье и радость Рождественской ночи, Новогодних гуляний, или Масленицы вдохновляли многих известных художников. В картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» снег – идеальный фон для пестроты радостной праздничной толпы
Произведения М. Нестерова посвящаются христианским праздникам: Рождеству и Крещению. Сдержанный колористический строй «Рождества» озарен яркими акцентами синего неба, красной рубахи Волхва, мощного света луча звезды и освещенных ее сиянием фигур Богородицы и Младенца. Вся картина проникнута радостной и торжественной атмосферой Рождества   [1,  с.  76].
Таким образом, русская жанровая живопись второй половины XIX века представляет собой попытку посредством изображения характерных явлений жизни разгадать то, что в ней происходило, принять участие в решении основных вопросов, помочь своим творчеством, чтобы в ней победило лучшее. Русский художник жанра народного праздника в живописи пытался передать состояние и атмосферу жизни народа не только то, что он в ней заметил, его влекла еще задача выразить в искусстве то, что сам народ думал о себе и к чему были направлены его стремления, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народных чаяний и надежд.

Заключение и вывод


Свои произведения Б. Кустодиев посвятил России, а именно купеческой и крестьянской, провинциальной и деревенской, жизнерадостной и праздничной жизни русского народа. Художник отказался от общепринятых приемов тональной живописи, Б. Кустодиев отыскал броскую декоративность, простоту и яркость изобразительного языка, звонкие сочетания чистый цвет, которые объединил и применил в своих работах. Он обращается к народному творчеству, красочной стихии лубочных картин, изображая жизнь простых людей в праздничные дни. Активно, творчески претворяя эти впечатления, художник сформировывает свой стиль, который точно и полно выражает его представление о родине.
Б. Кустодиев идеализирует народные гуляния. Праздничность искусства Б. Кустодиева постигшая им от народного мировосприятия и уходит корнями в народную художественную культуру. Из лубочной росписи пришли в творчество Б. Кустодиева смелость сочетаний локального цвета, художник всячески пытался передать тональность и яркость, посредством сочетания различных цветовых оттенков, тем самым передавая атмосферу народных праздников.
Такое сочетание “чистых” цветов дает, в первую очередь, яркую насыщенность красок. В его картинах нам удалось наблюдать связь с народной художественной культурой, которая предстала ключевой в творчестве Б. Кустодиева. Важно заметить, что в его полотнах мы не найдем нищих пьяниц, которые были на всех праздничных мероприятиях.
Картины «Масленица» и «Ярмарка» воплотили красоту и разноцветье русской жизни. Такие праздники увлекают его как отражение творческой мощи народа-художника. В созданных им по полотнах поражают удивительная стереоскопичность, панорамный охват пространства и ювелирная точность деталей. Это создает завораживающую двойственность восприятия. Для воплощения выразительности народного праздника художник находит форму, которая близка народному искусству.
В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. Художник как бы говорит, что велик тот народ, который после тяжелых трудов может веселиться и радоваться жизни.
В картине «Большевик» автор выражает неоднозначное состояние. Композиционные и цветовые решения, которые он использует усиливают данное впечатление.
Художник пытается показать большие масштабы того, что происходит в стране. Тем самым, стихийный народный бунт Б. Кустодиев отражает в символическом образе большевика со знаменем в руках, возвышающегося над городом
Важно заметить, что одним из излюбленных выразительных средств  Б.  Кустодиева представляется гипербола, которая более точно передает атмосферу провинциального праздника с его размахом, шумом, а также пестротой. Преувеличивая звучность красок и обобщая силуэты, художник определяет дух русской провинции, ее своеобразный и неповторимый облик.
Таким образом, можем отметить, что художник образовывал яркие сцены праздников, ярмарок, с любовью изображал образы и силуэты праздника. Б. Кустодиев, позиционирует себя как художник русского быта, за кажущейся простотой сюжетов которого стоят размышления о национальном характере России, ее прошлом и будущем.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ