Художественное своеобразие повести «Бедная Лиза» | Пример курсовой работы

Художественное своеобразие повести «Бедная Лиза»

Цель данного исследования: определить художественное своеобразие повести «Бедная Лиза».

В основе повести лежит гуманистическая идея о том, что любовь и страдание делают всех людей равными между собой. Как говорит повествователь: «и крестьянки любить умеют!» Эту фразу и можно считать ключевой в определении идеи повести. Таким образом, Карамзин актуализирует в русской литературе тему социального неравенства.
По сути, этой повестью открывается главная тема отечественной литературы 19 века – тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько «затушеван». Повесть имела успехи среди читателей, потому что гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны настроению того времени, когда литература от пафосной, гражданской тематики Просвещения, переключилась на тему личной, частной жизни человека, а главным объектом ее исследования стал внутренний мир отдельной личности.
Карамзина в повести изображает сельскую девушку Лизу – дитя природы, которая оказывается беззащитной из-за своей детской искренности, наивности и доверчивости (а все это суть выражения нравственности), столкнувшись в городским пространством, жизненные принципы в котором отличаются от естественных, т.е. сельских.
Повесть «Бедная Лиза» является шедевром русского сентиментализма. В этой повести берет исток тот утонченный психологизм повествования, который в дальнейшем станет одной из самых главных черт русской литературы.
Идея Карамзина, человека просветительских и гуманистических взглядов, состояла в том, чтобы через историю о несчастной любви показать, что на самом деле люди равны от природы/от рождения, что все люди испытывают одни и те же чувства: любят, страдают, тоскуют, скорбят и даже кончают жизнь самоубийством.
И история об утопившейся крестьянке нашла самые горячие отклики в сердцах читателей. Как пишет Топоров: «Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь». В своем сюжетном и художественном единстве три главных образа повести – повествователь, Лиза и Эраст – впервые в русской литературе создали сентименталистскую концепцию личности, ценной внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и живущей чувствами.
Главная противоположность Лизы и Эраста заключается не в их социальном происхождении, а в их различном восприятии мира: Лиза живет чувствами, Эраст рационален. Их любовь была неравной именно поэтому. На какое-то время Лиза пробудила в нем его «естественного человека», но суровая реальность (которая в повести связана с городским пространством) вернула Эраста из райских сельских кущ на «грешную землю».
Конфликт повести – конфликт неравной любви – разрешается трагическим исходом: героиня топится в пруде. Карамзин изображает, как Эраст, или жестокий разум, губит невинную и нравственно непорочную Лизу, символизирующую чувства, чувствительное начало в повести.
Таким образом, благодаря карамзинской повести в русской литературе появились темы «маленького человека» (Лиза) и утомленного, пресыщенного жизнью дворянина (Эраст), которая в дальнейшем «приживется» в русском романтизме: Эраст станет праобразом Онегина и Печорина.
Цель данного исследования: определить художественное своеобразие повести «Бедная Лиза».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!