Художественное своеобразие фантастических повестей В. Ф. Одоевского

В ряде фантастических рассказов Одоевского воссозданы национально-исторический колорит и социально-бытовые реалии России. Народные поэтические представления о тонком проникновении в детскую психологию определили поэтику «Игоши». Внутреннее омертвение петербургского и провинциального чиновничества высмеяно за несколько лет до Гоголя в фантастических повестях «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем» (1833) и «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое Воскресенье поздравить своих начальников с праздником» (1833). В дидактико‑аллегорической «Сказке о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» воплощена популярная в русской литературе 1830‑х годов тема обезличивания, нивелировки частного человека. Мотивы этой повести предвосхищают гоголевские мотивы губительного влияния на личность современного города.
В сознании автора его литературные опыты в фантастическом и жизнеподобном образных планах складывались в циклы, часть из которых была осуществлена («Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейко», «Русские ночи»). Книга «Русские ночи» включает в себя наиболее значимые произведения 30-х годов, в том числе фантастические, и по праву считается энциклопедией русского романтизма. Она пронизана социально-критическим пафосом и вдохновлен идеей объединения с плодами западной цивилизации «свежих, мощных соков славянского Востока».
Некоторая рациональность и «заданность» сказочных историй Одоевского не раз отмечалась современниками. Они, в отличие от светских сочинений писателя, не жаловались на Пушкина, учитывая творческий провал Одоевского. Однако со временем многие из них вошли в золотой фонд жанра фэнтези. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ