характеристику современных подходов к изучению когнитивных процессов в психологии | Пример курсовой работы

характеристику современных подходов к изучению когнитивных процессов в психологии

Цель исследования – дать характеристику современных подходов к изучению когнитивных процессов в психологии.

Внимание — это постоянная черта какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, стараясь распознать какой-нибудь зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы кое-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание — это способность человека избирать наиболее значимое для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие и мышление [7].
Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности на уровне высокого качества. Оно выполняет функцию контроля и крайне необходимо при обучении, когда человек воспринимает новые знания, предметы и явления.
Физиологическую базу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко определили внимание как «процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач» [30].
А.Г. Маклаков считает, что вниманием нужно понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на чем-либо, определенном [17]. Например, Л.Д. Столяренко под вниманием понимает направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной энергичности [31]. Анализ данных определений и базисных исследований в области психологии внимания позволяет выделить нам главные свойства и функции внимания как психологической категории. Основные свойства внимания согласно позиции М.В. Фаликмана [34]:

В рамках анализа научно-теоретической литературы по теме исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены исторические этапы становления когнитивной психологии.
Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека.
Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований.
Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма.
В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.
Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам.
2. Проведен анализ отечественных и зарубежных теорий понимания когнитивных процессов.
Анализ различных определений и базисных исследований в области психологии внимания позволил выделить главные свойства и функции внимания как психологической категории.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.
Мышление – это актуализация и применение знаний, которые являются единым процессом. Процесс актуализации – выбор из предыдущего опыта необходимых сведений и методов с использованием их в новых условиях. В психологии рассматривают мышление по видам развития и формирования
3. Изучены современные концепции когнитивной психологии.
В соответствии с целью настоящего исследования были рассмотрены современные подходы к изучению когнитивных процессов в психологии. В частности, исследование Т.Н. Березиной на тему взаимосвязи развития когнитивных процессов с развитием интеллекта и творческих способностей. Нами также было изучено исследование Е.В. Дуровой, которая изучала особенности кратковременной и долговременной образной памяти дошкольников в связи c параметрами креативности. В рамках современных подходов к изучению мышления нами была проанализирована работа Е.В. Поповой, которая изучила особенности мышления учащихся разного пола и возраста. Подводя итог анализу современных подходов к изучению когнитивные процессов в психологии было отмечено, что на сегодняшний день изучение особенностей внимания, памяти и мышления является актуальным направлением и многие исследователи занимаются решение проблем когнитивной психологии.
Цель исследования – дать характеристику современных подходов к изучению когнитивных процессов в психологии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!