Характеристика социальных технологий государственного управления

Цели и задачи

Целью курсовой работы является исследование использования социальных технологий в государственном управлении.

Введение и актуальность


Необходимость государственного управления возникает из-за потребности обеспечить реализацию политики государства, направленную на эффективное использование трудовых, природных, информационных и материальных ресурсов, поддержание общественного порядка и гарантирование основных социальных прав, справедливое перераспределение доходов.
Государственным управлением называют механизм реализации властных полномочий государства по организации, руководству и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и на все его подсистемы.
Функционирование системы государственного управления обусловлено ее подчиненностью основным принципам государственного управления, теоретико-методологическим положениям. Принципы государственного управления - это форма научного положения, закрепленная в необходимых случаях в правовых нормах (Приложение 1).

Функции государственного управления

Социальная роль государства заключается в обеспечении целостности всего общества, в создании возможностей для осуществления своей деятельности для всех социальных групп в рамках единой социальной системы. Наряду с этим применительно к разным аспектам управления гражданским обществом существуют и различные задачи. Задачи могут изменяться в зависимости от тех или других конкретных исторических обстоятельств, но неизменными остаются:
- поддержание стабильности и порядка общества;
- развитие наиболее значимых для общества сфер жизнедеятельности;
- обеспечение внешней безопасности;
- организация взаимоотношений с другими государствами.
Все перечисленные задачи реализуются государством посредством его функций.
Функции государства определяют приоритетные направления его деятельности, через которые достигаются его цели. Каждая функция характеризуется предметом, содержанием, методами и формами.
По направленности деятельности государства функции делят на внутренние и внешние. Внутренние в зависимости от сфер общественной жизни подразделяются на идеологические, социально-политические, и экономические.
Функциональная специализация основана на функциях управления или на специфических видах управленческой деятельности. Традиционно в качестве оснований для формирования функций управленческой деятельности в теории управления рассматривают логические этапы процесса управления. Например: проектирование, организация, оценка.
Особенностью функций государственного управления можно назвать их осуществление непрерывно, постоянно в рамках единого цикла управленческой деятельности. Классический управленческий цикл подразумевает обязательное и последовательное выполнение всех функций.
Функции государственного управления дают характеристику непосредственному процессу воздействия на отношения общества для достижения задач и целей государственного управления. Существуют общие функции государственного управления, которые присущи его концепции в целом, а также частные, которые выполняются в отдельных его отраслях.
К общим функциям государственного управления относят:
Функция организации заключается в объяснении организационных положений, которые устанавливают порядок государственного управления и его процессуального регулирования: требований ответственности, нормативов, регламентов, должностных инструкций и другие. Необходимым условием эффективного управления является четкая организация, поскольку она позволяет рационально использовать и упорядочить ресурсы, имеющиеся в системе управления.
Функция планирования заключается в создании механизмов поэтапного контроля за выполнением поставленных задач; определении ресурсов, сроков и способов их решения, постановке целей, необходимых для их достижения. На сегодняшний день нет ни одного системно развивающегося государства, которое при достижении своих стратегических задач не занималось бы планированием.
Функция прогнозирования довольно тесно связана с функцией планирования. Прогнозированием называется выработка научно обоснованного суждения о вариантах развития будущей управляемой системы, ее будущем состоянии, сроках и путях достижения.
Функция мотивации осуществляется на уровне отдельно взятых организаций. Она находит в государственном управлении, в первую очередь, нормативное закрепление в законодательстве о государственной гражданской службе. Функцию мотивации для всего общества выполняют либо гражданский патриотизм, либо национальная идеология.
Функция регулирования реализуется двояко в государственном управлении. В широком смысле государство нормативным путем регулирует отношения в обществе, посредством издания законов, подзаконных и судебных актов. Следовательно, координирует, направляет и стимулирует деятельность участников общественных отношений, защищает их законные интересы и права, производит расстановку структурных приоритетов.
В узком смысле государственное регулирование осуществляется в отдельных сферах общественных отношений с использованием механизмов косвенного и прямого государственного вмешательства посредством тарифов, пошлин, налогов, целевых программ, бюджетного финансирования, государственных заказов, банкротства, приватизации.
Функция контроля в государственном управлении нужна для выявления отклонений в управляемой системе от заданных параметров и далее для принятия мер с целью приведения этой системы в соответствие с ними.
Функция бюджетирования, заключается в том, что любое государственно-управленческое решение в конечном счете может быть сведено к решению о финансировании или же нефинансировании из бюджетных средств того или другого проекта. Это связано с тем, что согласно основе теории бюджетирования любое государственное вмешательство в отношения общества может быть осуществлено исключительно при наличии соответствующего бюджетного финансирования.
В условиях глобализации функции государственного управления непрерывно совершенствуются. Активное вовлечение в глобализационные системы национальных экономик подразумевает осознание проблем эффективности государственного управления, а также воздействия на процессы принятия решений глобализационных процессов.

Заключение и вывод

Государственным управлением называют практическую, регулирующую и организующую способность государства воздействовать на жизнедеятельность общества с целью ее преобразования, сохранения, упорядочения, которое опирается на его властную силу.
В условиях глобализации функции государственного управления постоянно модернизируются. Регулярное активное включение национальных экономик в системы глобализации подразумевает осознание, как вопроса эффективности государственного управления, так и воздействия на процедуру принятия решений глобализационных процессов.
Социальная технология имеет большое значение в социальном управлении и в связи с этим требует специального рассмотрения. В каком-то смысле, появилась новая, социальная область научного знания, а вместе с ней новые методы достижения социального результата и оптимизация в соответствии с целями общества, а также наиболее полное использование человеческих ресурсов. Данная область социологии отвечает на вопрос, как с меньшими затратами добиться наиболее высоких результатов.
Использование каких-либо социальных технологий определяет эффективность государственного управления, устойчивость всего социального пространства и социальной организации, регулирования социальных процессов.
Социальные технологии в управлении эффективны благодаря их практической и научной обоснованности, профессиональному исполнению, нормальному общественному восприятию, простоте, ясности, возможности повторения, гибкости, адаптивности, надежности в достижении социальных задач и целей, экономичности, удобству в эксплуатации.
Одним из наиболее важных условий успешного осуществления социальных технологий можно назвать способность к новым технологиям.
Государственное управление включает в себя исполнение сложной функции, обеспечивающей сбалансированность структурно- динамических общественных пропорций (социально-экономический оптимум), сопряженность между социальными ресурсами и потребностями, гармонизацию духовных, политических, социальных и экономических аспектов развития общества.
Следовательно, социальные технологии способствуют упорядочению и организации управленческого воздействия в соответствии с целями и логикой развития самих объектов воздействия.
Социальные технологии представляют собой инструмент контроля социального изменения, способ достижения целей, инструмент управления и познания, которые позволяют преобразовывать социальные объекты, представляют собой рациональные конструкции.
Преимущество социальных технологий заключается в том, что они дают нам целостное представление о предмете исследования, а также о способах управленческого воздействия на него.
Сегодня наша страна находится в начале пути строительства социального государства, содержание которого можно определить синтезом либерально-демократических и социал-демократических ценностей и идей современности и прошлого, а также социалистического опыта.
Но объявление государства социальным, само по себе, ни к чему не приведет. Необходимо реализовать этот концепт в государственном законодательстве, устройстве и самое главное реализовать его в управленческой практике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ