характеристика этапов и особенностей физического воспитания в России до 18 века истории развития физического воспитания в России

Цели и задачи

Цель курсовой работы – характеристика этапов и особенностей физического воспитания в России до 18 века истории развития физического воспитания в России.

Введение и актуальность


Церковь и духовенство активно препятствовали развитию физической культуры. Участие в «эллинских беснованиях» считалось грехом и всячески порицалось, народные игрища и развлечения считались воспеванием языческих богов и запрещались. Свод церковных постановлений "Стоглав" (1551) и книга житейских и моральных правил "Домострой" (1580) отдельными своими положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но в то же время поощряли телесные наказания. Против народных форм физического воспитания вола борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещения народных игр и забав.
Однако ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.
После восхождения на престол Петра I появилась первая система физической культуры и воспитания в России. Впервые она была введена не только в армии, но и в учебных заведениях. Однако, стоит отметить, что это касалось лишь высшего сословия, а для простого народа занятия физической культурой не приветствовались.
Что касается физического воспитания дворянского сословия, то в это время оно носило характер преимущественно прикладной, исключительно для военных целей.
Главным образом, физическое воспитание было направленно на совершенствование военных навыков. В ходе разных игр, «потех», развивались такие качества, как выносливость, проворство, быстрая реакция, а также необходимая в боях ловкость. В таких играх-учениях солдаты отлично обучались осаждать и брать крепости, в процессе игры решая военные задачи и преодолевая различной степени сложности препятствия.
Физическое воспитание народа полностью отдавалось самому народу. Именно поэтому так различаются система военного воспитания с саморазвивающейся народной физической культуры, куда входили и кулачные бои, и хороводы, и катание на санках с гор, а также борьба и плавание. Все это принимало яркие краски народных увеселений, не имея строгой системы и специальных упражнений.
Народные увеселения не имели системы правил и регулярности, соответственно, постоянные тренировки для простых людей были невозможны. Таким образом, можно сказать, что для простого народа физическое воспитание носило непостоянный, «стихийный» характер. Что, в общем-то, вполне понятно. В те времена крестьянам жилось довольно тяжело – войны, крепостное право, петровские реформы и тд. Не оставляли много времени на увеселительные мероприятия.
В народе не было определенной системы физического воспитания, поэтому развитие физкультуры носило стихийный характер. На различных ярмарках, народных гуляниях излюбленными развлечениями были кулачные бои и борьба.
Пусть данные развлечения и проходили только в дни праздников, но уже тогда были в этих единоборствах свои определенные законы, которых необходимо было придерживаться. Обыкновенно на такие состязания приходили «поглазеть» множество людей, затем выходили бойцы, «чтобы себя показать и на людей посмотреть».
Участвуя в таких соревнованиях, можно было не только показать свою силу и ловкость, но даже стать достаточно известным и знаменитым. Конечно, известность была в основном у Московских бойцов, но иногда случалось и так, что слух о каком-нибудь известном бойце доходила из глубинки.
Малолетние молодцы соревновались в других состязаниях и видах спорта, таких как игра в мячик, чушка, мушка, городки. Эти игры отлично развивали скорость реакции, а также силу и меткость. На протяжении всего 18-го века они были очень популярны. В зимнее время года пользовались успехом такие виды развлечений, как катание с горок, катание по льду и так далее.
В некоторых исторических документах можно прочесть описание того, как проходила народная борьба. Двое бойцов становились друг против друга, и один соперник должен был повалить на землю другого. Это можно было совершить с помощью броска, когда правая нога одного, поддевала левую ногу другого, и тогда соперник терял равновесие и падал навзничь.
Хотя борьба и была очень популярным видом зрелища, но все же это был не тот размах. Наибольшее веселье приносили, так называемые, бои стенка на стенку. В этих состязаниях могли участвовать все от мала и до велика.
Все, кто хотел участвовать, делились на две стороны. Начинали драку, так называемые, заводные. Вначале они дрались один на один, а затем уже подтягивались остальные, одна стена шла на другую. Были и «запасные игроки», которые в драке участия не принимали, а вступали в бой только в том случае, когда их стену уже окончательно подминали.
Еще была популярна «сцеплялка» — этот бой был уже не похож на бой, а больше всего напоминал беспорядочную драку, в которой было не отличить своих от чужих.
Говоря о физической культуре и воспитании в России до 18 века, стоит сказать о том, что хотя в армиях и среди высшего сословия существовало физическое воспитание, но на самом деле эта направленность в обучении носит исключительно военизированный характер.
Что касается народа, то здесь физическое воспитание идет стихийно и без системы, но, тем не менее, появляются знаменитые «атлеты», побеждавшие в кулачных боях, а также и в других состязаниях слава о которых гремела не только по всей России, но и за рубежом.

Заключение и вывод


Физическое воспитание — «это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.»
При выполнении данной работы была достигнута цель, обозначенная во введении: дать характеристику этапов и особенностей физического воспитания в России до 18 века истории развития физического воспитания в России.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучить основные этапы становления физического воспитания в России до XVIII века.
Изучить основные особенности становления физического воспитания в России до XVIII века.
Выявить структуру особенностей и этапов становления физического воспитания в России до XVIII века.
Обобщить, разработать понимание структуры становления физического воспитания в России до XVIII века.
Развитие физического воспитания в России до 18 века можно условно разделить на 4 этапа:
Первый этап – период первобытно-общинного строя. Этот этап отражал охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры.
Второй этап – древнеславянский. Этот этап характерен тем, что из-за частых набегов воинственных кочевых племен, славяне были вынуждены уделять много времени и внимания военному воспитанию мужского населения, для того, чтобы успешно отражать атаки врагов.
Третий этап – период становления Киевской Руси. В этом периоде большое внимание уделялось физическому воспитанию высшего сословия – детей бояр и князей. Рекомендовалось воспитывать в детях такие качества как патриотизм, смелость, трудолюбие, отвагу, гуманность и тд.
Четвертый этап – Период феодальной раздробленности и становление царства. В этом периоде физическое воспитание становится еще более военизированным. Постоянные стычки между князьями, оборона от набегов воинственных племен вынуждало каждое княжество готовить для защиты умелую и боеспособную дружину.
На протяжении двенадцати веков на Руси народ был вынужден сохранять и развивать физическую культуру, которая помогала готовить выносливых, храбрых и сильных воинов.
Говоря о физической культуре и воспитании в России до 18 века, стоит сказать о том, что хотя в армиях и среди высшего сословия существовало физическое воспитание, но на самом деле эта направленность в обучении носит исключительно военизированный характер.
Что касается народа, то здесь физическое воспитание идет стихийно и без системы, но, тем не менее, появляются знаменитые «атлеты», побеждавшие в кулачных боях, а также и в других состязаниях слава о которых гремела не только по всей России, но и за рубежом.
На всех этапах развития физического воспитания в России до 18 века целью физического воспитания было повышение боеспособности отдельных групп населения. Простой народ физически развивался во время охоты, сельскохозяйственных работ и нерегулярных игрищ, приуроченных к религиозным праздникам и ярмарочным дням. Отличительными особенностями физического воспитания так же было отсутствие гибкой системы тренировок и регулярности занятий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ