Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им | Пример курсовой работы

Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им

Цель работы: Рассмотреть проблемы и перспективы управления государственным долгом в РФ.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет [6, с. 211].
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Таким образом, государственный долг – это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.
Один из наиболее важных экономических итогов 2015г. заключается в том, что совокупный внешний долг России снова вырос. По оценке ЦБ РФ, на 1 января 2016г. он достиг 728,859 млрд. долларов, что превысило на 14,5% прошлогодний показатель в 636,412 млрд. долларов. В том числе «новый российский долг» увеличился на 13,4% – с 51,334 до 58,944 млрд. долларов.
Рассмотрим более подробно структуру внешней задолженности России, кто и сколько должен:
Долги органов государственного управления (собственно госдолг) перед зарубежными кредиторами увеличились за год почти на 16,5% и достигли 61,738 млрд. долларов (АППГ – 54,403). Учитывая объем золотовалютных резервов РФ (свыше 500 млрд. долларов), долг государства не выглядит пугающим.
Главным образом, долги номинированы в ценных бумагах:
– во-первых, в иностранной валюте – на общую сумму 27,821 млрд. долларов, из них в еврооблигациях со сроками погашения в период с 2015г. по 2043г. – на 15,4 млрд. долларов, в еврооблигациях 2030 года погашения, выпущенных с целью реструктуризации задолженности перед банками-кредиторами, входящими в Лондонский клуб – на 12,4 млрд. долларов;
– во-вторых, в российских рублях – на сумму 29,023 млрд. долларов,из них в облигациях федерального займа (ОФЗ) – 27,832 млрд. долларов,в еврооблигациях 2018г. погашения – 1,826 млрд. долларов.
При этом частично роста госдолга можно объяснить тем фактом, что иностранным гражданам была предоставлена возможность свободно приобретать российские ОФЗ.
Внешние долги банковской системы в 2015г. возросли на 6.3% – до 214.394 млрд. долларов (АППГ – 201,567).
Долг Центробанка России практически не изменился и составляет 15.963 млрд. долларов (годом ранее – 15,639 млрд. долларов).Основные объемы внешней задолженности России по-прежнему приходятся на т.н. «прочие секторы» (предприятия и организации).
Внешние долги отечественных компаний за 2015 год выросли на 19,7 процентов (71,961 млрд. долларов) и достигли внушительной цифры в 436,764 млрд. долларов. В том числе внешние обязательства в виде кредитов возросли с 230,512 до 268,402 млрд. долларов.
Несмотря на то, что рост совокупного внешнего долга России в 2015г. замедлился до 14,5% против 18.1% в 2014г., его масштабы (92,4 млрд. долларов) остаются очень значительными. Кроме того, уровень внешнего долга к началу 2016г. достиг отметки в 31,1% ВВП.
По последней информации ЦБ РФ, совокупная внешняя задолженность России за 9 месяцев 2016г. снизилась на 6,9% – до 678,4 млрд. долларов.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера.
Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны поэтому усилия, предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении, следует признать не просто верными и оправданными, но и по сути дела безальтернативными. Причем речь не обязательно должна идти о списании долга. Необходима активная проработка всех возможных вариантов существенного снижения внешнедолгового бремени России.
Размер государственного долга Российской Федерации требует постоянного анализа и контроля с целью не превышения им допустимого значения, которое может привести к дестабилизации экономики Российской Федерации. Необходимо на уровне Российской Федерации продолжать государственную политику по переходу от внешних заимствований к внутренним заимствованиям Российской Федерации и сокращению размера внешнего государственного долга Российской Федерации.
При осуществлении внутренних и внешних заимствований в пределах объемов, представленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу, Российская Федерация сможет осуществлять обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга без снижения темпов экономического развития страны.
Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации.
Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:
Повысить эффективность государственных заимствований;
Оптимизировать структуру государственного долга;
Сократить риски, связанные с осуществлением заимствований;
Совершенствовать правовые основы управления государственным долгом;
Создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом.
Цель работы: Рассмотреть проблемы и перспективы управления государственным долгом в РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!