Государственный бюджет как инструмент регулирования национальной экономики | Пример курсовой работы

Государственный бюджет как инструмент регулирования национальной экономики

целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента регулирования национальной экономики.

При относительно устойчивом экономическом положении, динамично развивающейся экономике, имеющей устойчивые и эффективные международные связи, бюджетные дефициты не рассматриваются в качестве крайне отрицательных финансовых показателей. В долг как жили, так и живут многие экономически развитые страны.
Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита:
1. Циклический дефицит государственного бюджета – это результат действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор является экономическим механизмом, дающим возможность снижения амплитуды циклических колебаний уровней занятости, а также выпуска, не прибегая к частому изменению экономической политики. В качестве данных стабилизаторов в индустриальных государствах, как правило, выступают прогрессивная система налогового обложения, система государственных трансфертов (а также страхование по безработице) и система участия в прибылях. В фазе циклического подъема происходит повышение совокупных доходов, и поэтому налоговые отчисления автоматически растут, а трансфертные платежи – понижаются.
В фазе циклического спада происходит снижение совокупного дохода, и в связи с чем налоги автоматически снижаются, трансферты возрастают. В результате происходит повышение циклического бюджетного дефицита на фоне относительного прироста совокупного спроса и объемов производства, что относительно ограничивает глубину спада.
То есть циклическая составляющая дефицита бюджета отражает изменения, которые вызвала фаза экономического цикла, те или иные изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах.
2. Структурный дефицит госбюджета является разностью между расходами и доходом бюджета при полной занятости. Структурный дефицит выражает воздействие фискальной политики. Вместо сопоставления реальных расходов и дохода бюджета, в процессе вычисления структурного дефицита осуществляют сравнение расходов и доходов бюджета при полной занятости. (Структурный дефицит в некоторых случаях называют дефицитом полной занятости).
3. Дефицит бюджета в случае чрезвычайных обстоятельств, может иметь место тогда, когда происходят такие действия как: войны, стихийных бедствий, катаклизмов, тогда обычных резервов становится мало, вынуждены прибегать к особого рода источникам. В данных случаях дефицит бюджета, естественно, выступает нежелательным, но неизбежным явлением.
4. Бюджетный дефицит при кризисных экономических ситуациях. Является очень опасной и тревожной формой бюджетного дефицита. Отражение кризисных явлений в экономике, ее распада, неспособности правительства к контролю финансовой ситуации в стране. В данном случае требуется принять не только срочные и действенные экономические меры, но и соответствующие политические решения.
5. Квазифискальный дефицит госбюджета – это довольно часто встречающийся дефицит госбюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит существует вместе с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, который обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью страны, и в индустриальных, и в переходных экономиках.
Квазифискальные операции состоят, к примеру, в следующем:
финансировании государственными учреждениями избыточной занятости в госсекторе и выплате ими зарплаты по ставкам выше рыночных за счет ссуд банков либо через накопление взаимной задолженности;
накоплении в коммерческих банковских учреждениях большого портфеля недействующих ссуд – так называемых «плохих долгов» (долговых просроченных обязательств госучреждений, льготных кредитов домашним хозяйствам, компаниям и т.д.). Данные кредиты, в конце концов, выплачивают преимущественно за счет льготных кредитов правительства;
отдельных операциях, связанных с государственным долгом, а также финансировании ЦБ государства убытков от мероприятий, связанных со стабилизацией обменного курса валюты, льготных и беспроцентных кредитов правительству, а также рефинансировании ЦБ разных программ правительства (сельскохозяйственные, промышленные, жилищные программы) по льготным ставкам.
Скрытый дефицит приводит к неумелому составлению бюджета, неверная оценка макро показателей, которые используют для составления статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительству нужно постоянно производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего.

Подытоживая наше исследование, сформированы следующие результаты и выводы:
Основными проблемами формирования доходов федерального бюджета являются: отсутствие достоверных данных о размерах поступлений средств в бюджет; уклонение от налоговых выплат; а также «теневая» экономика. В работе делались предложения касательно решения данных проблем. Проведено рассмотрение особенностей управления доходной частью федерального бюджета в современной экономической ситуации.
Налоговые доходы федерального бюджета являются доходами от федеральных сборов и налогов, а также от налогов, которые предусматривают специальные налоговые режимы, а также штрафов и пеней по ним.
Проблема образования доходной части федерального бюджета является одной из сложнейших в практике реализации проводимой в нашем государстве экономической реформы. На современной стадии отсутствует другой аспект реформы, который был бы подвергнут такой же существенной критике и являлся бы предметом таких же острых дискуссий, а также объектом анализа и противоречивой идеи по реформированию.
При нехватке налоговых доходов вероятный шаг – повысить налоги. Такая политика используется, в особенности, Грецией по рекомендации (вернее, требованию) МВФ, а также международных кредиторов. Но при рецессии увеличение налогов всегда влечет ее углубление, что и доказал пример данного государства.
В число основных причин роста неплатежей в федеральный бюджет входят:
не принятое изменение в бюджетное законодательство относительно порядка признания, а также списания безнадежных к взысканию задолженностей по бюджетным платежам;
низкое качество мониторинга, а также управления дебиторской задолженности по доходу;
при этом нужно подчеркнуть, что в настоящее время не приняты изменения в бюджетные законодательные нормы относительно порядка признания, а также списания безнадежных к взысканию задолженностей по неналоговым платежам.
Главные направления налоговой политики как инструмента увеличения налогового дохода федерального бюджета – формирование стимулов, связанных с наращиванием налоговой базы, а также обеспечение разных подходов. В данных целях:
1)По части налогообложения дохода физических лиц предложено:
переход на уплату НДФЛ по месту проживания налогоплательщика;
предоставление права субъекту РФ самостоятельного установления дополнительного норматива по НДФЛ сверх установленных БК РФ зависимо от доходной обеспеченности территорий;
повышение ставки налогов на дивиденды до 18%.
2)Вследствие высокого уровня социальной нагрузки на федеральный бюджет, актуальность имеет опыт регионов, в которых большое внимание уделяют реализации мероприятий, нацеленных на повышение налогового и неналогового дохода.
С применением программно-целевого подхода в формированию бюджетов станет возможным соотносить потраченные бюджетные средства с достигнутыми результатами, обозначать ориентиры социально-экономического развития всей страны и регионов и он будет являться инструментом оптимизации всей бюджетной системы.
целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента регулирования национальной экономики.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!