- 2020-10-08
Государственный бюджет как инструмент регулирования национальной экономики
- Предмет: Микро-, макроэкономика
Цели и задачи
целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента регулирования национальной экономики.
Введение и актуальность
При относительно устойчивом экономическом положении, динамично развивающейся экономике, имеющей устойчивые и эффективные международные связи, бюджетные дефициты не рассматриваются в качестве крайне отрицательных финансовых показателей. В долг как жили, так и живут многие экономически развитые страны.
Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита:
1. Циклический дефицит государственного бюджета – это результат действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор является экономическим механизмом, дающим возможность снижения амплитуды циклических колебаний уровней занятости, а также выпуска, не прибегая к частому изменению экономической политики. В качестве данных стабилизаторов в индустриальных государствах, как правило, выступают прогрессивная система налогового обложения, система государственных трансфертов (а также страхование по безработице) и система участия в прибылях. В фазе циклического подъема происходит повышение совокупных доходов, и поэтому налоговые отчисления автоматически растут, а трансфертные платежи – понижаются.
В фазе циклического спада происходит снижение совокупного дохода, и в связи с чем налоги автоматически снижаются, трансферты возрастают. В результате происходит повышение циклического бюджетного дефицита на фоне относительного прироста совокупного спроса и объемов производства, что относительно ограничивает глубину спада.
То есть циклическая составляющая дефицита бюджета отражает изменения, которые вызвала фаза экономического цикла, те или иные изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах.
2. Структурный дефицит госбюджета является разностью между расходами и доходом бюджета при полной занятости. Структурный дефицит выражает воздействие фискальной политики. Вместо сопоставления реальных расходов и дохода бюджета, в процессе вычисления структурного дефицита осуществляют сравнение расходов и доходов бюджета при полной занятости. (Структурный дефицит в некоторых случаях называют дефицитом полной занятости).
3. Дефицит бюджета в случае чрезвычайных обстоятельств, может иметь место тогда, когда происходят такие действия как: войны, стихийных бедствий, катаклизмов, тогда обычных резервов становится мало, вынуждены прибегать к особого рода источникам. В данных случаях дефицит бюджета, естественно, выступает нежелательным, но неизбежным явлением.
4. Бюджетный дефицит при кризисных экономических ситуациях. Является очень опасной и тревожной формой бюджетного дефицита. Отражение кризисных явлений в экономике, ее распада, неспособности правительства к контролю финансовой ситуации в стране. В данном случае требуется принять не только срочные и действенные экономические меры, но и соответствующие политические решения.
5. Квазифискальный дефицит госбюджета – это довольно часто встречающийся дефицит госбюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит существует вместе с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, который обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью страны, и в индустриальных, и в переходных экономиках.
Квазифискальные операции состоят, к примеру, в следующем:
финансировании государственными учреждениями избыточной занятости в госсекторе и выплате ими зарплаты по ставкам выше рыночных за счет ссуд банков либо через накопление взаимной задолженности;
накоплении в коммерческих банковских учреждениях большого портфеля недействующих ссуд – так называемых «плохих долгов» (долговых просроченных обязательств госучреждений, льготных кредитов домашним хозяйствам, компаниям и т.д.). Данные кредиты, в конце концов, выплачивают преимущественно за счет льготных кредитов правительства;
отдельных операциях, связанных с государственным долгом, а также финансировании ЦБ государства убытков от мероприятий, связанных со стабилизацией обменного курса валюты, льготных и беспроцентных кредитов правительству, а также рефинансировании ЦБ разных программ правительства (сельскохозяйственные, промышленные, жилищные программы) по льготным ставкам.
Скрытый дефицит приводит к неумелому составлению бюджета, неверная оценка макро показателей, которые используют для составления статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительству нужно постоянно производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего.
Заключение и вывод
Подытоживая наше исследование, сформированы следующие результаты и выводы:
Основными проблемами формирования доходов федерального бюджета являются: отсутствие достоверных данных о размерах поступлений средств в бюджет; уклонение от налоговых выплат; а также «теневая» экономика. В работе делались предложения касательно решения данных проблем. Проведено рассмотрение особенностей управления доходной частью федерального бюджета в современной экономической ситуации.
Налоговые доходы федерального бюджета являются доходами от федеральных сборов и налогов, а также от налогов, которые предусматривают специальные налоговые режимы, а также штрафов и пеней по ним.
Проблема образования доходной части федерального бюджета является одной из сложнейших в практике реализации проводимой в нашем государстве экономической реформы. На современной стадии отсутствует другой аспект реформы, который был бы подвергнут такой же существенной критике и являлся бы предметом таких же острых дискуссий, а также объектом анализа и противоречивой идеи по реформированию.
При нехватке налоговых доходов вероятный шаг – повысить налоги. Такая политика используется, в особенности, Грецией по рекомендации (вернее, требованию) МВФ, а также международных кредиторов. Но при рецессии увеличение налогов всегда влечет ее углубление, что и доказал пример данного государства.
В число основных причин роста неплатежей в федеральный бюджет входят:
не принятое изменение в бюджетное законодательство относительно порядка признания, а также списания безнадежных к взысканию задолженностей по бюджетным платежам;
низкое качество мониторинга, а также управления дебиторской задолженности по доходу;
при этом нужно подчеркнуть, что в настоящее время не приняты изменения в бюджетные законодательные нормы относительно порядка признания, а также списания безнадежных к взысканию задолженностей по неналоговым платежам.
Главные направления налоговой политики как инструмента увеличения налогового дохода федерального бюджета – формирование стимулов, связанных с наращиванием налоговой базы, а также обеспечение разных подходов. В данных целях:
1)По части налогообложения дохода физических лиц предложено:
переход на уплату НДФЛ по месту проживания налогоплательщика;
предоставление права субъекту РФ самостоятельного установления дополнительного норматива по НДФЛ сверх установленных БК РФ зависимо от доходной обеспеченности территорий;
повышение ставки налогов на дивиденды до 18%.
2)Вследствие высокого уровня социальной нагрузки на федеральный бюджет, актуальность имеет опыт регионов, в которых большое внимание уделяют реализации мероприятий, нацеленных на повышение налогового и неналогового дохода.
С применением программно-целевого подхода в формированию бюджетов станет возможным соотносить потраченные бюджетные средства с достигнутыми результатами, обозначать ориентиры социально-экономического развития всей страны и регионов и он будет являться инструментом оптимизации всей бюджетной системы.
- Sdam5
целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента регулирования национальной экономики.
Что думаете про курсовую?
Поставьте оценку!