Государственное принуждение в российском праве

Государственное принуждение представляет собой важнейший способ воздействия на общество в целях охраны и обеспечения стабильности его жизнедеятельности. При этом, представляется возможным утверждать, что государственное принуждение и применяемое право являются логически взаимосвязанными понятиями, поскольку право представляет собой императив государственно-властного характера, реализация которого направлена на охрану ключевых сфер жизнедеятельности общества.
Таким образом, в сфере частного права огромную роль играют меры государственно-правового принуждения как защиты, так и ответственности.
Существует несколько мер государственного принуждения. Наказание, выбираемое для каждого правонарушителя или преступника, зависит от того, какие именно действия были совершены. Государственными органами должны учитываться некоторые принципы, позволяющие учитывать права и интересы каждого человека. В России применяются только правовые меры принуждения. Поэтому если должностные лица по разным причинам превышают свои полномочия, применяют к подозреваемым физическое наказание или унижают их морально, то они сами привлекаются к уголовной ответственности.
Отличие применяемых мер государственно-правового принуждения в сфере частного права от мер в публичном праве обусловлено, в первую очередь, целями применения данных мер: если меры государственно-правового принуждения в сфере публичного права направлены на охрану и защиту интересов общества и государства, то меры государственно-правового принуждения в сфере частного права — на охрану и защиту прав, свобод и интересов частного лица.
При этом, возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой нарушенного права — важнейшая в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственно-правового принуждения, следует признать, что «подключение» управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственно -правового принуждения — важное условие реальности и гарантированности прав граждан и организаций.
На основании изложенного предлагаем следующее определение системы государственного принуждения в УИС, под которой следует понимать:
с одной стороны, комплексный межотраслевой правовой институт, состоящий из совокупности правовых норм, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся в области установления оснований и порядка применения мер государственного принуждения в отношении определенных субъектов права (граждан, организаций, осужденных, персонала уголовно-исполнительной системы) в целях обеспечения публичной безопасности уголовно-исполнительной системы;
с другой стороны, основанную на праве деятельность учреждений (органов) ФСИН России, сотрудников УИС по применению на территории учреждения ФСИН России и прилегающих к учреждениям УИС территориях мер режимно-дисциплинарного (уголовно-исполнительного), контрольно-дисциплинарного, административного и служебно-дисциплинарного принуждения, а также иных исключительных мер государственного принуждения.
Подводя итоги, стоит отметить, что государственное принуждение является отличительной чертой права при сравнении его с другими социальными нормами. Если нарушение моральных норм находят свою оценку в общественном порицании и только, т.е. формально практически не закрепляются, то выполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ