Государственная власть: понятие, содержание, формы осуществления (конституционное право) | Пример курсовой работы

Государственная власть: понятие, содержание, формы осуществления (конституционное право)

Целью данного исследования является комплексное и всестороннее изучение вопросов понимания сущности государственной власти, ее содержания, проблем проведения классификации форм осуществления.

Субъектами всякой власти выступают ее носители. В соответствии с положениями части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации, таковым является многонациональный народ нашей страны. Объекты государственной власти – это лица, в отношении которых она осуществляется (подвластные). Исходя из установления демократического политического режима в части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, наблюдается совпадение объектов и субъектов государственной власти в одном лице.
Конституционно-правовые предписания предлагают возможность осуществления народовластия в формах непосредственной и представительной демократии.
В рамках реализации непосредственной демократии выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Легальное определение термина «выборы» устанавливается пунктом 9 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституциями (Уставами) и законами субъектов Российской Федерации и Уставами муниципальных образований, в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. С свою очередь понятие референдума приводится законодателем в статье 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Референдум есть всенародное голосование граждан Российской Федерации, которые обладают правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Осуществление народовластия в форме представительной демократии предполагает наделение властными полномочиями выборных представителей, то есть должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Система органов государственной власти характеризуется единством и целостностью. То есть, совокупность уполномоченных субъектов образует общую структуру, в которую включаются федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления представляют самостоятельную систему, функционирующую по поводу разрешения населением вопросов местного значения.
В соответствии с положениями статьи 11 Конституции России, федеральный уровень органов государственной власти образуют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации, а осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации возлагается на образуемые ими органы власти. В целях скоординированной работы всех уполномоченных субъектов государственной власти и недопущения правовых коллизионных вопросов, в статьях 71 – 73 Конституции установлены исключительные предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметы совместного ведения.
Образование и функционирование каждого органа государственной власти следует положениям соответствующих нормативно-правовых актов. Так, например, в соответствии со статьей 81 Конституции России устанавливается, что избрание Президента Российской Федерации осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а конкретизация механизма избрания Президента Российской Федерации проводятся в порядке Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».
Кроме того, для каждого органа государственной власти устанавливается круг властных полномочий, то есть определяются пределы разрешения конкретных вопросов, связанных с функционированием государства в целом. Властные полномочия могут иметь различные формы проявления в зависимости от задач, поставленных перед органом государственной власти, и характерных для него функций.
Наконец, в соответствии с положениями статьи 10 Конституции Российской Федерации, устанавливается разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельность органов власти каждой из ветвей. Данное конституционно-правовое положение следует сформированному в мировой конституционной практике принципу разделения властей, который был предложен еще Джоном Локком и разработан Шарлем Луи де Монтескье.
История знает множество примеров применения принципа разделения властей на практике. На наш взгляд, его легальное установление в рамках действующей Конституции – это прогрессивное следование текущим тенденциям построения демократического государства. Однако, несмотря на популярность исследования разделения властей как принципа, в научной литературе немногие исследователи предлагают на основании этого проводить классификацию форм осуществления государственной власти. Хотя, например, А.И. Курмаз указывает на сложившуюся концепцию форм разделения властей как форм осуществления государственной власти в целом. Каждая из ветвей власти наделяется установленными полномочиями, целями и задачами осуществления деятельности, уникальной спецификой. В своем взаимодействии они представляют единство осуществления государственной власти. Следуя такой верной, на наш взгляд, позиции, проведем их анализ в следующей главе работы.
В рамках проведённого исследования мы добились поставленной в работе цели, а также разрешили поставленные задачи.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Государственная власть выступает разновидностью социальной власти, характеризуемой рядом специфических признаков, среди которых: универсальность власти, неотъемлемая связь с государством и государственными органами, публичный характер государственной власти, суверенность государственной власти с присущими ей верховенством и единством внутри страны и независимостью во внешних отношениях, исключительная компетенция государственной власти по изданию законов и иных нормативно-правовых актов, цель – реализация общественных интересов. Неотъемлемыми характеристиками государственной власти выступают легитимности (юридическая характеристика) и легальность (нравственная характеристика).
Действующее законодательство – это один из факторов, порождающих сложность определения сущности государственной власти, поскольку в положениях Конституции Российской Федерации и иных правовых актах содержатся очевидные противоречия. В ряде статей осуществляется отождествление государственной власти с органами власти, в иных – с полномочиями органов государственной власти и т.п.
Структура государственной власти может изучаться как в статике, так и в динамике. При статичном рассмотрении государственной власти выделяются два основных составных компонента: воля и сила. При исследовании государственной власти в динамике указывается на существование пяти основных компонентов: субъекты, объекты государственной власти, содержание властеотношений, приемы, способы и средства осуществления власти, ресурсы государственной власти. Исключительно посредством комплексного анализа всех элементов структуры государственной власти возможно выявить ее широкое содержание.
Категория «формы осуществления государственной власти» в недостаточной степени разработана в современной правовой на допускают существование методологически ошибочных концепций. На наш взгляд, наиболее верной выступает позиция В.В. Лазарева, который указывает, что форма осуществления государственной власти – это реализация функций государства в конкретных условиях. Исходя из этого, выделяются правовые и неправовые формы осуществления государственной власти.
Фактически не разработанной, но практически интересной выступает классификация форм осуществления государственной власти, следующая из принципа разделения властей. Согласно неё возможно выделить законодательную, судебную и исполнительную формы осуществления государственной власти, каждой из которых присущи отличительные цели и задачи, специфические полномочия. В своем взаимодействии они представляют целостность государственной власти страны.
Целью данного исследования является комплексное и всестороннее изучение вопросов понимания сущности государственной власти, ее содержания, проблем проведения классификации форм осуществления.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!