Государственная власть: понятие и функции

Цели и задачи

Цель работы заключается в комплексном анализе государственной власти, ее понятия и функций.

Введение и актуальность


Высшие органы государства, которые действуют на основе данного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них, всё, же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить государственную власть в целом и каждую из ветвей власти. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать представительным или законодательным органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её основное предназначение заключается в исполнении законов, их осуществлении. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – “силовые” ведомства и министерства, чиновничий аппарат. Всё это и составляет для возможной узурпации объективную основу всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
Самой высоким уровнем самостоятельности призвана обладать судебная власть или органы правосудия. Контроль за соблюдение законов судебная власть осуществляет частными лицами, предприятиями, организациями и официальными органами. Особенная роль суда обусловлена тем, что она является арбитром в спорах о праве.
В последнее время, не без основания, говорят и о четвёртой власти – средствах массовой информации и даже о пятой – мафии. Все виды власти совершенно определённо оказывают влияние на управление государством и обществом. Средства массовой информации формируют общественное мнение в пользу тех или иных политических сил. Мафия корректирует, посредством запугивания и подкупа, в свою пользу большинство политических решений органов власти.
Опыт современных государств доказывает универсальный характер принципа разделения властей, который способен действовать в различных социальных и политических условиях – в государстве со смешанной формой правления, в парламентарных республиках и монархиях, в президентской республике. В статье 10 Конституции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
Результативность этого принципа определяется многими факторами. Во-первых, осуществление неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности, так как каждый орган специализируется на “своей” работе, формируются условия для роста профессионализма их работников.
Во-вторых, указанный принцип позволяет разрешить проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждается сосредоточение власти в руках единственного из органов и установление диктатуры.
Наконец, в-третьих, правильное применение принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает в обществе их авторитет.
Вместе с тем рассматриваемый принцип для негативных последствий открывает большие возможности. Нередко исполнительные и законодательные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за ошибки и неудачи в работе, между ними появляются острые противоречия.

Заключение и вывод


В понятии государственной власти сочетаются социально-социально-волевые, психологические и “физические” моменты, которые соотносятся друг с другом двоякого рода факторами, а именно: обусловленная действительными условиями жизни и общая воля, претендующая всеми членами общества на признание обязательной, и универсальной организации, способной официально сформировать и выразить во вне такую волю, а так же обеспечить её осуществление в государстве.
Если социальная власть может рассматриваться как функциональное свойство коллектива или человеческого сообщества, необходимое для упорядочения его внутренней, собственной жизнедеятельности, то в государственной власти аналогичное качество переведено в особенное состояние: оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории, рассчитано на управление всем государством, на обеспечение устойчивости её духовной жизни, политики, социальной структуры, экономики и всего конституционного строя.
Государственной власть должна быть легитимной, то есть иметь конституционное (юридическое) и социально-политическое основание для того, чтобы выступать от имени народа государства. Необходимым условием и существенным принципом функционирования и формирования правового государства является принцип разделения государственной власти. Любое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные признаки проявляет в той или иной форме. Способы властвования в том или ином государстве находят наиболее явственное выражение в понятии государственного режима.
Структура института государственной власти складывается из различных норм, которые образуют его элементы. Это положения: о методах, формах и путях осуществления государственной власти; об органах, которые осуществляют государственную власть; о структуре государственной власти; о принципиальных направлениях и целях деятельности государственной власти; о характере государственной власти (к примеру, формулировка о диктатуре пролетариата); об источнике государственной власти и её социальных носителях, субъектах.
Государственная власть осуществляется посредством государственного управления, которое заключается в целенаправленном воздействии государства и его органов на общество в целом, те или иные его области (духовную, социальную, экономическую) на основе объективных законов для исполнения стоящих перед обществом функций и задач.
Каждая власть нуждается в силе авторитета: чем наиболее полнее власть выражает интересы всех слоёв общества, народа тем больше она опирается на силу авторитета, на сознательное и добровольное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооружённые организации или силовые учреждения (органы государственной безопасности, полиция, армия), а также тюрьмы.
Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность и выступает её гарантом. Но ей необходимо направляться гуманной и разумной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для разрешения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, то это верное доказательство её непрочности и нестабильности, отсутствия у неё прочных и глубоких корней в обществе.
Таким образом, государственная власть является олицетворением мощи государства, выражение силы и воли, которое воплощено в государственных учреждениях и органах. Она обеспечивает порядок и стабильность в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств посредством применения различных методов, в том числе военной силы и государственного принуждения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ