Государственная политика и система управления в промышленной сфере Российской Федерации | Пример курсовой работы

Государственная политика и система управления в промышленной сфере Российской Федерации

Целью настоящего исследования является анализ государственной политики и системы управления в промышленной сфере Российской Федерации.

Татаркин А. И., Романова О. А., 2014 р. Промышленная политика отличается мультисубъектным характером, другими словами, представляет собой систему отношений между муниципальными и государственными органами власти, субъектами хозяйствования, исследовательскими институтами и гражданскими организациями по поводу создания структурно сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро кото- рой представлено новейшим технологическим укладом
Кондратьев Н. Д., 2002 г. Государственная промышленная политика – это политика создания и развития конкурентоспособных и эффективных предприятий, позволяющих реализовывать необходимые государству проекты и программы
Отчет Евро- пейской эко- номической группы, 2008 г. Промышленная политика является составляющей частью государственной экономической политики, которая нацелена на повышение благосостояния граждан. В странах с развитой экономикой эти приоритеты тесно связаны с конкурентоспособностью компаний и общей производительностью труда
В табл. 2 приведены толкования понятия «промышленная политика» учеными и практиками, которые придерживаются институционального подхода. Кроме рассмотренных подходов к толкованию термина «промышленная политика», конечно, существует еще целый ряд определений общего характера, в которых промышленная политика трактуется через другие категории – ее цели, направленность, составляющие, отношение к общей экономической политике государства и др.
Сегодняшнее представление о промышленной политике развитых стран заключено не только в проведении «секторальной политики», но также и в реализации политики государства, направленной на содействие выходу промышленности из структурного кризиса:
– благодаря преодолению несоответствий между институциональной структурой общества и новой технико-экономической парадигмой промышленного развития;
– завершению структурной трансформации промышленности в рамках единых технологических, отраслевых и институциональных преобразований, которые представляют собой важнейший этап циклического развития структуры промышленности.
В данном контексте в последние годы сформировался еще один подход к пониманию промышленной политики – структурный, в соответствии с которым, например, профессор Гарвардского университета D. Rodrik определяет термин «промышленная политика» как «policies that stimulate specific economic activities and promote structural change», т. е. как политику, стимулирующую отдельные виды экономической деятельности и способствующую структурным изменениям. В свою очередь, немецкий исследователь T. Altenburg делает вывод о том, что в соответствии с подавляющим большинством современных определений термин «промышленная политика» содержит «any government measure, or set of measures, to promote or prevent structural change», т.е. любые правительственные меры или набор мер, целью которых является содействие структурным изменениям или предотвращение их.
Вместе с тем необходимо отметить, что среди некоторых зарубежных ученых бытует мнение о том, что термин «промышленная политика» на сегодняшний день в принципе утратил свою актуальность. Это связано с тем, что большинство отраслей промышленности в развитых странах достигло успеха еще в 70–80-е гг. XX в., и в настоящее время, когда происходит активное становление и развитие новой технологической парадигмы, целесообразно говорить лишь об инновационной политике.
Таким образом, если обобщить новый смысл, который современные исследователи вкладывают в понятие «промышленная политика», то следует отметить следующее:
– это все действия, направленные на содействие реструктуризации промышленности и способствующие развитию новой промышленности;
– это не просто государственная помощь или политика R&D (инновационная политика), это комплекс действий, поддерживаемых инструментами, которые нацелены на содействие отдельным направлениям развития;
– она динамичная и целостная с точки зрения учета побочных факто- ров спроса и предложения, а также микро- и макроэкономических факторов;
– учитывает все параметры, влияющие на развитие, обеспечивая принятие согласованных мероприятий на разных уровнях управления;
– она проактивная, поскольку должна предусматривать изменения, для того чтобы способствовать адаптации производственных систем;
– ее задача состоит не в поддержке старых промышленных структур, а скорее, в их совершенствовании путем обмена технологиями вместе с развитием новых секторов и отраслей промышленности;
– она имеет стратегический характер: «близорукие взгляды, удовлетворяющие краткосрочные интересы, не могут привести к формированию устойчивой экономической политики в смысле устойчивости не только самой экономики, но и развития соответствующего общества».
Промышленность имеет несколько классификаций. В экономической теории и практике используются следующие основные признаки, положенные в основу деления отраслей промышленности: экономическое назначение производимой продукции; функциональное назначение продукции; характер влияния на предмет труда; уровень монополизации производства; экономическое своеобразие.
По экономическому назначению производимой продукции она подразделяется на две крупные группы: производство средств производства и производство предметов потребления. Такое деление не совпадает с отраслевой структурой промышленности, так как произведенная продукция может быть полуфабрикатом и идти для дальнейшего изготовления готовых изделий или использоваться для непроизводственного назначения.
По функциональному назначению продукции в структуре промышленности выделяют: отрасли, которые производят элементы основных фондов (конечная продукция); отрасли, которые занимаются производством оборотных фондов (промежуточная продукция); отрасли, которые изготавливают предметы потребления (конечная продукция).
По характеру воздействия на предметы труда промышленность разделяют на:
– добывающие отрасли, которые занимаются добычей и обогащением (первичной обработкой) рудного и нерудного сырья, а также ловлей рыбы и иных морепродуктов; о
– брабатывающие отрасли – это предприятия, занимающиеся переработкой продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, продукцией сельского хозяйства и различного сырья.
По уровню монополизации производства все отрасли подразделяются на: совершенно конкурентные отрасли, монополистические отрасли; отрасли с монополистической конкуренцией; олигополистические отрасли.
Принятый Государственной Думой РФ в декабре 2014 г. закон № 488-ФЗ по большей части представляет собой рамочный закон, устанавливающий цели и задачи современной промышленной политики, инструменты ее реализации и т.п., тогда как основная роль отводится регионам страны, органы государственной власти которых призваны разрабатывать нормативно-законодательную базу промышленного развития субъектов РФ. Помимо этого, в соответствии с основными положениями федерального закона, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют разработку и реализацию региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, оказывают содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности.
Тем не менее, новая промышленная политика России подвергается общественной критике по ряду основных положений. Законом не охватывается деятельность некоторых существующих институтов промышленного развития страны (особые экономические зоны, территории опережающего развития и т.п.), отсутствует связь с научными центрами и наукоградами, не делается ставка на малое и среднее промышленное предпринимательство, а также государственно-частное партнерство в сфере промышленности. В целом, наиболее существенная критика новой промышленной политики России заключается в отсутствии системного подхода, при котором индустриализацию одних отраслей национальной экономики предпочтительнее осуществлять на основе их модернизации, других – на основе частичного восстановления, а третьих – с воссоздания практически с нуля.
В настоящее время в России происходит усиление роли региона как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в связи с чем осуществляется децентрализация управления экономикой и промышленным развитием. Полномочия центра в части разработки основных направлений социально-экономического развития территории передаются субъектам РФ.
Перспективными направлениями развития российской промышленности в регионах эксперты называют: во-первых, техническое перевооружение и применение новой техники, во-вторых, быстрое развитие перерабатывающих отраслей в сравнении со скоростью развития сырьевых производств и, в-третьих, курс на импортозамещение. Указанные направления следует подкрепить нормативно-законодательной базой, адекватной современным условиям и тщательно проработать реально функционирующую систему: Федеральная программа – регион – предприятие. При этом в регионах необходимо создание центров координации промышленной политики и решения проблемы импортозамещения совместно с федеральными органами власти.
Таким образом, промышленная политика, представляющая собой воздействие государства на отраслевую структуру экономики, призвана способствовать развитию национальной экономики на основе повышения ее конкурентоспособности в сложившихся условиях мирового рынка. Принятие федерального закона о промышленной политике ориентировано на децентрализацию государственного управления. Этим определяется усиление роли регионов как самостоятельных, активных субъектов промышленной политики. Для реализации выбранных приоритетов важно в наибольшей мере ориентироваться на ключевую роль региональных программ и институтов развития как основного инструмента промышленно-инновационного развития различных территорий страны.
Целью настоящего исследования является анализ государственной политики и системы управления в промышленной сфере Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!