Государственная поддержка малого бизнеса в России | Пример курсовой работы

Государственная поддержка малого бизнеса в России

Целью работы явилось изучение сущности предпринимательства и условия его существования.

Необходимо отметить, что эффективность государственной поддержки муниципальными органами низкая, что объясняется несогласованностью региональных и местных программ, а зачастую их декларативностью; отсутствием реальной поддержки субъектов МП. Именно органы местного самоуправления учитывают потребности населения муниципального образования и специфику местных условий.

2. Анализ моделей, форм и методов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства
2.1. Мировая и отечественная практика поддержки субъектов малого предпринимательства
Объективное развитие общества (экономической системы) связано с появлением различных взглядов и концепций. На разных этапах становления и развития рыночной экономики отношение к государственному вмешательству было различным, что нашло отражение в исследованиях экономических школ.
Развитие МП и повышение его экономической и социальной роли возможно только при процессе формирования механизма государственной поддержки. Одно из первых обоснований политики поддержки было предложено Дж. М. Кейнсом. По его мнению, государство, используя различные методы и инструменты регулирования, должно воздействовать на инвестиционную и потребительскую активность. Так, он указывал «расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать… единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и… условие для успешного функционирования личной инициативы».
Мировой опыт свидетельствует о наличии следующих моделей государственной поддержки субъектов МП в рыночной экономике [15].
Либеральная модель, основанная на незначительном вмешательстве государства, имеет следующие характерные признаки: сокращение числа государственных организаций, либерализм субъектов МП, минимальное государственное участие в достижении задач социальной сферы. Монетарный характер носит регулирование, которое ограничивается макроэкономическими процессами. Данная модель характерна для США, Великобритании, Франции.
Значительной степенью государственного регулирования экономики отличается социально-ориентированная модель, где степень регламентации рыночных «правил игры» высока; макроэкономические процессы и отдельные сферы деятельности субъектов МП регулируются государством; гарантиям определенного уровня в удовлетворении потребностей населения в жилье, образовании и культуре, в обеспечении занятости населения, в услугах здравоохранения способствует государственный патернализм.
В Японии Управление малого предпринимательства, 9 региональных служб в составе министерства внешней торговли и промышленности и Финансовая корпорация проводят государственную политику в отношении МП. Здесь в 1963 г. принят закон «Об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям», который осуществляет нормативно-правовое регулирование МП.
В российской практике теме выбора модели государственной поддержки субъектов МП посвящено довольно много публикаций. Однако в них делается акцент на прикладной характер использования. В основном авторы приводят различные графические схемы, в которых в обобщенном виде отражаются ключевые элементы системы, наличие связей, иерархии между ними и желаемые результаты. Так, в работе Н.Б. Завьяловой, О.В. Сагиновой и др. схематично показана иерархия программ государственной поддержки МП: федеральная, региональная, муниципальная программа. От последней в качестве результатов исходит расширение деловых возможностей, финансово-имущественная поддержка субъектов МП, обучение и консультирование предпринимателей, улучшение условий ведения бизнеса, информационное обеспечение. Эта схема акцентирует внимание на самых главных организационно-правовых инструментах системы господдержки МП (программах), и в общем виде – на ожидаемой полезности этой поддержки с точки зрения её получателей [17].
Р.Б. Гамидуллаев приводит структурную схему системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, в которой выделяет программно-целевой блок (подразумевает программно-целевое обеспечение государственной поддержки), организационно-правовой (нормативно-правовое обеспечение господдержки, содействие внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество, интеграция с крупным бизнесом) и функционально-ресурсный блок (кадровое, информационное, финансово-кредитное, инфраструктурное, технологическое обеспечение). Более подробно суть схемы раскрывается в текстовой и табличной форме.
В статье О.Н. Зубатых, Е.А. Колесниченко схематично отражены инструменты поддержки малого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, такие как правовое обеспечение и защита малого предпринимательства, финансово-кредитная, информационно-методическая, налоговая поддержка и антимонопольная политика. Используя графический инструментарий указанных и иных авторов, можно получить схему следующего вида (рис. 1).

Поддержка предпринимательства должна проводиться и на региональном уровне. Существует множество видов подобной поддержки: от прямого финансирования и субсидирования до льготных форм кредитования и селективного гарантирования кредитов. Расширение предоставления льгот по налогообложению на местном уровне с недавних пор становится положительной тенденцией в некоторых регионах России. В отдельных случаях может осуществляться передача малым предприятиям определенных мелких частей государственного имущества, а также упрощается процесс выдачи технических лицензий отечественным изобретателям, сотрудничающим с государственными службами. Иногда государственные органы желают выступать соучредителями в деятельности новых организаций. Как правило, на эффективность работы предприятия это влияет крайне положительно, потому что зачастую подобным организациям оказывается протекция в вопросах регулирования ценообразования; происходит частичное обеспечение дефицитными сырьем и материалами; упрощается регистрация деятельности и ускоряется получение лицензии; открывается доступ к юридическому и экономическому льготному консалтингу, лучше обеспечиваются правовые основы предпринимательской деятельности за рубежом и внутри страны, в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства.
Правительство РФ каждый год перед утверждением федерального бюджета рассматривает на Федеральном собрании РФ проекты по федерально-значимым программам, по отношению к которым и будет проводиться государственная поддержка малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение государственной политики в области поддержки малого предпринимательства ведет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный по инициативе Правительства РФ.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства осуществляет заказы федеральных программ по государственной поддержке малого бизнеса. Он тесно связан в своей работе с государственными и муниципальными фондами.
Не менее сложной проблемой является нехватка инвестиционных ресурсов. Государство оказывать финансовую помощь всем не может, так как не располагает достаточным количеством денежных средств. Альтернативой является государственная собственность, которую целесообразнее не выставлять на продажу на аукционах, а сдавать предпринимателям малого бизнеса на конкурсной основе в долгосрочную аренду под низкий процент (лизинг).
В последние годы государство наращивает объемы инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Несмотря на положительную динамику в большинстве регионов, существенно замедлились темпы роста инвестиционных вливаний.
Негативным моментом остается то, что промышленность и аграрный сектор не развиваются. Изменения в лучшую сторону не прогнозируются. Большая часть инвестиций направляется в основной капитал малых предприятий, которые работают в обрабатывающей сфере (1/4 всей суммы), оптовой и розничной торговле (1/5 доля), проводят операции с недвижимостью (1/5 доля), занимаются строительством (1/5 доля).
Остается нерешенной задача формирования благоприятных условий для вовлечения в хозяйственную деятельность иностранного капитала.
Целью работы явилось изучение сущности предпринимательства и условия его существования.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × пять =