Германская историческая школа права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) | Пример курсовой работы

Германская историческая школа права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта)

Целью исследования является изучение германской исторической школы права Г.

Свои взгляды К.Ф. Савиньи изложил в книге «Право владения» в 1803 году, обратив на себя внимание ученых всего мира. К.Ф. Савиньи утверждал, что: «Сам закон разрабатывается в духе народа и за свое отрицание у него есть свой авторитет – обычное право». Закон может только препятствовать естественному развитию права.
Главные представители исторической школы – это Савиньи и его ученик Пухта, оказавший немалое влияние на своего учителя. Замечательно, что оба они по мере отдаления от общественных условий, вызвавших их учение, стали смягчать резкие черты своего направления [7, c. 142]
По мнению Пухты, обычное право есть первоначальная, естественная форма права, возникающая самостоятельно, и с известной необходимостью. Именно в духе людей, в материальных и исторических условиях жизнь и образ жизни происходят постепенно, и между ними нет ничего общего с постоянными и однообразными приложениями.
Появление этого социального регулятора, называемого «законом», связано с формированием государственной власти, ее институциональным выражением – государством. Прежде всего, необходимо обеспечить его целостность, товарно-экономический характер, а также гуманитарные принципы. А вот обретение этим принципиально новым регулятором необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной решать новые сложные задачи, невозможно без государства, без взаимодействия с ним [17, c. 56]
Законодательство должно быть полностью независимым, а закон должен быть полностью изменен. В соответствии с германской исторической школой, которая была направлена на изучение прав человека, она должна подвергаться критике.
Так, Петражицкий истолковал право как разновидность субъективных переживаний и провел различение права позитивного и права интуитивного. Позитивное право для него шаблонно и догматично, оно не поддается ситуативному совершенствованию.
Интуитивное право легко может приспособиться к конкретной ситуации и образует основу и побудительную силу для корректировки права позитивного. При этом отношения между ними могут складываться в трех вариантах: интуитивное согласуется с позитивным; интуитивное право опережает позитивное; позитивное право опережает интуитивное [12, c. 301]
Первые серьезные возражения были сделаны «историческими» юристами со стороны гегелевской школы. Затем появились критические замечания Ганса, Унтергольцнера, Мюленбруха, Кирульфа и Гарума. Значительной критике была подвергнута теория народного убеждения, как источника положительного характера права со стороны таких ученых, как Шталь, Рейнгольд Штид и Брус, которые указывали на важность внешнего применения права и двойственность взгляда на обычное право у позднейших юристов.
Редакцию взглядов Савиньи и Пухты на происхождение права произвел Иеринг. В ней просматривается отречение от идеи непроизвольного происхождения права из народного духа, окончательный разрыв с исторической теорией Савиньи и критика органического воззрения.
«Особенность Иеринга, — отмечает Новгородцев, — состоит в том, что он понимал цель не в качестве внутреннего начала развития, а в смысле изменчивого продукта внешних обстоятельств» [14, c. 214]
По мнению П.И. Новгородцева, характеристика взглядов Иеринга полностью соответствует основным положениям естественного права. Дальнейшее преобразование взглядов Савиньи и Пухты на положительное право нашло отражение в новых теориях Адиксена и Цительмана (1872 г.). Появились новые взгляды на обычное право и в трудах Рюмелина и Шуппе, Дернбурга и Гельдера (1855 г.). Философия положительного права нашла свою дальнейшую разработку в воззрениях Меркеля и Бергбома.
В пользу преобразований философии права Меркель высказался впервые еще в 1874 году. Основное утверждение Меркеля состоит в том, что философия права должна быть предметом изучения. Основная задача философии не понять, как они существуют, а философия права должна иметь дело с законом, на самом деле уже с существующим. Обобщение окончательных выводов, сделанных специальными юридическими науками, это ее настоящая задача, эта задача должна быть общей частью позитивной юриспруденции.
В 1892 году вышел первый том философско-юридических исследований К. Бергбома под названием «Юриспруденция и философия права» на немецком языке. Содержание этой работы, главным образом, составляло критику естественного права. По мнению Бергбома. Савиньи и Пухта не дали настоящей исторической теории. Их допущения заключаются в том, что сознательное право народа является законным правом человека, которое должно строго соответствовать действующей власти.
Наиболее важные концепции, касающиеся прав человека и их источников, не могут быть столь же необходимыми, как и вся история – даже глубокие оскорбления и революции.
Выход из этих затруднений, утверждает Бергбом, заключается в различии формы и содержания права. Только этим способом и можно установить истинный исторический принцип. Вопрос о происхождении права разбивается при этом на два отдельных вопроса. Для К. Бергбома учение Савиньи, Пухты и их последователей есть не что иное, как «анонимное естественное право», т.е. по учению германской исторической школы является национальный дух, — правосознание народа.
Такой путь прошла в своем развитии германская историческая школа права в Европе. Известное сходство исторической школы права с понятиями естественно-правовой теории проявилось в трудах С.Е. Десницкого, 3.А. Горюшкина, К.А. Неволнна, П.И. Новгородцева, В.М. Гессена и других русских юристов. Взгляды российских ученых отличаются оригинальностью в построении правовых понятий, в духе русской философской традиции, в отношении национально-культурных особенностей и социальных условий России.
В Германии в первой половине XIX века сформировалась новая юридическая школа – историческая. Представители этой школы выступают против критических вопросов, они считали, что невозможно изменить исторически сложную ситуацию. Исторически сложное и применимое право является результатом прошлого опыта, который должен быть признан ценностью сам по себе, независимо от того, является ли это разумным правом или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.
Германская историческая школа права представляет собой широкомасштабную пропаганду теоретических и правовых идей при изучении происхождения права, поскольку она имеет значение глубокого этнокультурного слоя.
Следует отметить, что она обратила внимание на необходимость изучения истории. Немецкая историческая школа связана с последующим развитием правовых идей, особенно психологических и социологических теорий. Приверженцы исторической школы имеют право высказываться в защиту крепостного права, монархической государственной власти и частности устаревшего феодального права. Они говорили о необходимости кодирования и законодательства по всей Германии, в то же время они отвергли теорию соглашения о том, что права народа на революцию должны быть отвергнуты из принципа освобождения от власти и негативных сторон.
Идея «народного духа», которую насаждали в юриспруденции Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, в те времена и позже, в общем, мало импонировала исследователям и нашла немного почитателей, но в философско-юридических суждениях исторической школы права положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа.
Германская историческая школа права на место прежних взглядов о случайности юридического процесса ставит идею его закономерности, по мнению представителей рассматриваемой школы, право – результат опыта прошедших времен.
Отправной точкой взглядов представителей исторической школы права являлось воззрение о том, что право вовсе не сводится к законодательству, возникает спонтанно, так же как язык не устанавливается договорами, не вводится по чьей-либо воле.
Источник позитивного права, по мысли представителей этого течения, не естественное, а обычное право, коренящееся в глубинах народного сознания. Необходимо отметить, что все названные представители указанной школы отмечали огромную роль римского частного права для формирования права современной им Германии. Можно сказать, что историческая школа права вообще ориентируется в основном на генезис права частного, а не публичного, поэтому никак нельзя говорить об универсальности подходов этой школы.
Целью исследования является изучение германской исторической школы права Г.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!