"Гендерные особенности памяти старших дошкольников" | Пример курсовой работы

“Гендерные особенности памяти старших дошкольников”

Цель исследования: Выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с целью создания практических рекомендаций, направленных на их оптимизацию.

Начало образной памяти связано со вторым годом жизни, и принято считать, что данный вид памяти достигает своей наивысшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.
У Л.С. Выготского был иной взгляд на формирование и развитие памяти дошкольников. Он утверждал, что совершенствование памяти дошкольника в филогенезе происходило чаще всего по направлению расширения способов запоминания и изменения взаимосвязей мнемической функции с другими психическими явлениями и состояниями детей. Исторически развиваясь, пополняя свою материальную и духовную сущность, личность находит все более актуальные средства запоминания, главными из которых является письмо. (В течение ХХ в., уже после смерти Л.С. Выготского, к ним присоединилось большое количество других, весьма результативных способов запоминания и хранения информации, в частности благодаря научно-техническому прогрессу.) При помощи разных форм речи – устной, письменной, внешней, внутренней – у человека появлялась возможность подчинить память своей воле, разумно следить за процессом запоминания, совершенствовать процесс сохранения и воспроизведения полученных данных.
Память в процессе своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, – писал Л.С. Выготский,- что мышление детей во многом обусловлено его памятью… Мыслить для ребенка – значит вспоминать…. Мышление здесь развивается в тесной взаимосвязи с памятью».
Изучение форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, подтверждает, что они основываются на припоминании по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.
Главные события в жизни личности, которые меняют отношения между памятью и иными психическими процессами, возникают в старшем дошкольном возрасте, причем по своей сущности данные изменения чаще всего противопоставлены тем, которые господствовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка меняется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить».
Соответствующие исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в старшем детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально доказал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом поэтапно заменяется другим, опосредствованным. Это осуществляется в связи с освоением ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения информации. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по словам А.Н.Леонтьева, заключается в том, что, «обращаясь к использованию дополнительных средств, мы тем самым вносим изменения в принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным».
Сам процесс развития стимулов – средств для запоминания основывается на следующей закономерности. Сначала они выступают как внешние (завязывание узелков на память), а затем становится внутренними (чувство, ассоциация, представление, мысль, образ).
В развитии внутренних средств запоминания главную позицию занимает речь. «Можно предположить, – отмечает А.Н. Леонтьев, – что самый переход, совершающийся от внешне опосредованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функций в функцию внутреннюю».
Согласно экспериментам, осуществляемых с детьми разного возраста, А.Н. Леонтьев выявил кривую формирования непосредственного и опосредованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», доказывает, что у детей дошкольного возраста уровень непосредственное запоминание постепенно увеличивается, причем его развитие идет интенсивнее, чем развитие опосредованного запоминания. Одновременно с этим расширяется разрыв в результативности данных видов запоминания в пользу первого.
В результате постепенного взросления дошкольника осуществляется процесс параллельного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Обе кривые с возрастом имеют тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь более активно, вскоре по эффективности достигнет непосредственное и должно его, в итоге, опередить. В пользу последнего предположения свидетельствует тот факт, что взрослые люди, регулярно занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и при соответствующей умственной активности весьма легко могут запомнить информацию, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.
Если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого оно главным образом опосредствованное.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет параллельно с развитием его речи.
Таким образом, формирование и развитие памяти дошкольников берет свое начало еще в раннем детстве, а достигает своей наивысшей точки в старшем дошкольном возрасте. Основные виды памяти формируются и развиваются поэтапно и в строго отмеченной закономерности. Позже всего развивается логическая память. Это связано с процессом обучения детей основным наукам.
В старшем дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, который выражается в возможности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей этого периода проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В это время дети получают первичное развитие имеющихся у них задатков к специальным способностям. После методичного развития памяти ребенок усвоив методику начинает всерьез заниматься, например – рисованием, запомнившихся предметов, или музыкой, играть ту мелодию, которую он когда то услышал и отложил в памяти.
В представленной курсовой работе нами было исследованы гендерные особенности памяти старших дошкольников, в результате чего нами были рассмотрены следующие задачи:
1.Мы изучили психолого – педагогическую литературу по проблеме: развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия.
2.Рассмотрели методы и методики для изучения гендерных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.
3.Нами были проведены исследования по выявлению уровня памяти старших дошкольников.
На основе поставленных задач можно сделать следующие выводы:
Память является базой для репродуктивного мышления, которая обеспечивает осмысление нового материала и применение его знаний на практике, если не требуется их существенного преобразования.
Исследования психологов показывают, что механическое заучивание у детей (как и у взрослых) дает меньше результата, чем осмысленное: запомнить бессмысленный текст в детском возрасте труднее, чем во взрослом. Это обуславливается тем, что заучивание бессмысленного текста требует больших волевых затрат, а у детей еще нет таких возможностей. Так, в экспериментальных условиях при запоминании бессмысленных слогов и отдельных осмысленных слов выяснилось, что дети любого возраста значительно больше запомнили осмысленных слов, а не бессмысленных слогов.
Вместе со зрительными представлениями, которые играют главную роль в процессе памяти, существуют так же еще и слуховая память (когда человек воспроизводит в уме услышанный когда-то фрагмент мелодии, знакомую песню), обонятельная память (когда человек вспоминает запах, аромат, например, знакомого цветка), осязательная память (вспоминание на ощупь при прикосновении к воде, огню), существует так же вкусовая память (воспроизведение вкуса знакомой еды), двигательная и т.д.
Таким образом, память играет важную роль в жизни человека и ребенка в первую очередь. Необходимо развивать этот психический процесс у детей на всем протяжении дошкольного возраста. Важным способом развития непроизвольной памяти у детей является игра. Именно с помощью игры, ребенок неосознанно может запомнить большой объем информации. Воспитатели и родители должны своевременно руководить процессом развития памяти у детей.
Цель исследования: Выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с целью создания практических рекомендаций, направленных на их оптимизацию.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!