Гармоническое сольфеджио | Пример курсовой работы

Гармоническое сольфеджио

целью написания работы является рассмотрение и изучение гармонического сольфеджио.

Пытаясь облегчить студентам задачу исполнения гармонических последовательностей, Б. А. Незванов, например, в методической разработке по сольфеджио для студентов-заочников музыкальных вузов даёт ограниченное количество вариантов соединения аккордов, но это не решает возникшей проблемы, ибо в практике, как мы знаем, аккорды могут быть в разных мелодических положениях и расположениях, а значит, потребуются и любые их соединения.
О. Л. Скребкова и С. С. Скребков в своём «Практическом курсе гармонии» отмечают, что «вопросы голосоведения являются в курсе гармонии наиболее трудоёмкими, требующими огромной затраты труда и времени для своего освоения и поэтому заслоняющими другие, не менее существенные стороны курса … учащимся предлагается ограничиваться в основном только тесным расположением голосов и избегать скачкового голосоведения [6, с. 3]».
Заметим, что и эти ограничения не решают основной проблемы голосоведения и гармонии, где требуются прочные навыки и быстрая реакция при построении и соединении аккордов в любых мелодических положениях и расположениях. Это необходимо сделать другим путём.
На этом можно было бы и закончить обсуждение этой важной и весьма сложной проблемы в курсах гармонии и практического гармонического сольфеджио.
Однако Т. Бершадская обращает особое внимание на тему «Четырёхголосное изложение аккордов», «требующую длительного практического освоения. Ещё более длительного времени требует тема “Соединение трезвучий в кварто-квинтовом и секундовом соотношениях” [2, с. 7]». А несколько ниже она подчёркивает: «На всём протяжении курса, на всех отделениях необходимо требовать от учащихся построения и разрешения изучаемых аккордов и их обращений в заданных тональностях, расположениях, мелодических положениях … Ещё до прохождения голосоведения … рекомендуется приучать учащихся к построению аккордов на фортепиано в различных мелодических положениях … [2, с. 28-29]».
Проведя такой глубокий анализ и длительную опытно-экспериментальную работу, мы смогли предложить решение этой сложной педагогической задачи в курсах гармонии и практического гармонического сольфеджио.
Как уже было сказано выше, мы создали систему алгоритма, которая подробно представлена в совершенно новом научном труде по курсу гармонии – «Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма».
Системой, как известно, называется внутреннее или внешнее упорядочение множества взаимосвязанных, взаимозависящих элементов, а решение сложных вопросов путём проведения простых операций называется алгоритмом.
Чтобы ещё раз подчеркнуть значение системы в науке и педагогической практике, приведём слова видного русского педагога К. Д. Ушинского: «Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет [7, с. 355]».
Согласно разработанной нами системе, прежде чем приступить к выработке соединения аккордов, например двух трезвучий, надо:
1.Быстро и безошибочно уметь строить полное трезвучие (с удвоенной примой) в разных мелодических положениях в тесном и широком расположениях (наша методика их построения будет дана ниже).
2.Уметь устанавливать (определять) соотношения трезвучий – секундового, терцового и кварто-квинтового, и в соответствии с этим определять направление движения баса (вверх или вниз на интервал, обусловленный соотношением трезвучий – секунда, терция, кварта).
3.Выбрать для первого трезвучия мелодическое положение (примы, терции или квинты) и расположение (тесное или широкое).
Далее, исходя из выбранного мелодического положения и движения баса (вверх или вниз он движется на секунду, терцию или кварту, квинта здесь не учитывается для решения поставленной задачи), определить направление смены мелодических положений при соединении намеченных трезвучий (по кругу по часовой стрелке или по кругу против часовой стрелки) и в соответствии с направлением движения установить мелодическое положение второго трезвучия, которое всегда будет соседним, либо по часовой стрелке, либо против. Для этого нами подготовлен круг, его мы разделили на три равных части и в верхней его точке (части) мы нанесли цифру 1, что означает мелодическое положение трезвучия примы, далее, при движении по часовой стрелке, во второй части круга нанесли цифру 3 (мелодическое положение терции) и в третьей части отрезка круга нанесли цифру 5 – мелодическое положение квинты.
2. Анализ изучения гармонического сольфеджио
2.1 Гармонический слух на уроках сольфеджио
Изучив основы нашей алгоритмической системы усвоения начального курса гармонии и гармонического сольфеджио, студенту необходимо отрабатывать навык определения соотношения трезвучий и движения баса в каждой паре трезвучий, умение определять и осуществлять движение баса в каждой паре трезвучий на секунду, терцию, кварту – вверх или вниз, в зависимости от соотношения трезвучий, а не на септиму, сексту, квинту, которые здесь не учитываются.
Всю эту работу по приобретению таких навыков надо осуществлять на основе движения по кругу по часовой стрелке или движением против часовой стрелки, что зависит от соотношения трезвучий.
Содержание уроков “Сольфеджио” предполагает опору на применение традиционных форм работы, таких как диктант, слуховой анализ (элементов музыкального языка и целостный), вокальное интонирование. В том случае если эти задания излагаются в занимательной форме, они активизируют эмоциональный отклик и игровую инициативу учащихся. Также этому способствует применение различных форм творческих заданий: сочинение свободное и по заданным условиям, досочинение, импровизация, которые необходимо применять на всех этапах урока: и при освоении теоретических понятий, и при развитии слуха обучающихся, и при формировании навыков музыкального интонирования.
Таким образом, круг надо нанести на лист бумаги и разделить на три равных части, обозначить точки этих частей по часовой стрелке, начиная с верхней части – прима, терция, квинта. Выработка этих навыков подведёт студента к усвоению очередного алгоритма нашей системы – построению полных трезвучий во всех мелодических положениях тесного и широкого расположений, что обеспечит высокую эффективность и качественное построение полных трезвучий.
целью написания работы является рассмотрение и изучение гармонического сольфеджио.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!