Функциональная специфика имён собственных в романе Дж. Р. Толкиена "Властелин Колец". | Пример курсовой работы

Функциональная специфика имён собственных в романе Дж. Р. Толкиена “Властелин Колец”.

Цель работы – проанализировать функционирование имен собственных в художественном тексте Дж.

Иными словами, онимы – важный смысло- и стилеобразующий параметр информационного пространства произведения (они способствуют адекватному восприятию и интерпретации самого авторского текста). В силу этого ведущей функции онима становится именно стилистическая (поэтическая): в художественной литературе имя собственное «сохраняет свою номинативную (дифференциальную) функцию, но она перестает быть главной» [Карпенко, c. 37]. Данный факт обусловлен и спецификой языка самой художественной литературы. Сущность языка художественного стиля проявляется в особой стилистической функции, когда язык сам по себе предстает как модель действительности [Винокур, c. 28]. По В.В. Виноградову, стилистическая функция понимается как «форма творческого познания мира» [Виноградов, c. 27–28]), в рамках которой каждый языковой знак участвует в репрезентации процесса художественно-образного мышления.
На этом основании В.И. Супрун выделяет три способа онимоупотребления в пространстве художественного текста:
имя собственное как:
а) смысловая веха;
б) фон повествования;
в) факультативный элемент, обусловливающий эстетическую нагруженность и особенности функционирования онимов разных разрядов [Супрун, c. 9].
Многие лингвисты отмечают социальность имени. Так, антропоним является важнейшим звеном, связывающим человека с социумом, ономастика представляет собой «социально-обусловленный пласт лексики» [Агеева, c. 6]. В большинстве работ по антропонимике процесс создания имени собственного рассматривается как «разновидность кодирования исторической и социокультурной информации», личные имена при этом воспринимаются как «совокупность знаков или же социальных знаков, как своеобразный социокультурный ситуативный контекст» [Агеева, c. 7].
Стремясь к тому, чтобы текст был воспринят так, как это было задумано, его создатель исходит из того, что содержательная интерпретация обусловлена социокультурным опытом, общим для носителей данного языка. Социокультурный опыт читателя текста приобретает особое значение для извлечения косвенной информации из текста и формирования оценочного смысла.
Наличие эстетического компонента в личном имени подчеркивают многие языковеды. Н.М. Шутова полагает, что в состав эстетического значения антропонимов, можно ввести и те литературные и исторические коннотации, которые возникают у нас при совпадении реального имени с именем какого-либо литературного героя, исторического деятеля и т.д., подтверждая это тем, что личные имена имеют своеобразные ассоциативные поля [Шутова, c. 5].
Социальный и эстетический компоненты антропонимов играют активную роль в создании «антропонимической мозаики эпохи». «В имени заложен только иероглиф, только намек, условный знак события, действие и качество. Вдумываясь в его этимологию, мы призываем на помощь весь свой жизненный опыт и знания, домысливаем и «расцвечиваем» картину, ключевой момент которой подсказан именем, как бы становимся соавторами образа, заложенного в основу имени» [Шутова, c. 8].
Функционируя в качестве имени персонажа литературного произведения, личное имя собственное наполняется ассоциациями, связанными с его обладателем, что сигнализирует о начальной стадии его аппелятивации. Эти ассоциации являются составляющими когнитивного пространства образа персонажа.
Итак, в контексте художественного произведения имена собственные, помимо функции идентификации, приобретают новые, художественно-стилистические функции. Имя собственное антропонимического типа в художественном тексте обретает свое конкретноденотативное значение и множественные коннотации, сближаясь в некоторых случаях с именами нарицательными. Отношения равенства между именами собственными и именами нарицательными, обозначающими какое-либо свойство, складываются постепенно, в процессе двух групп факторов. «К первой относятся опосредованные вне-именные характеристики персонажа. Это повествование о его деятельности, описание его внешности, его самохарактеристика через диалогическую партию и внутреннюю речь. Вторую группу составляют непосредственно приименные и заместительные характеристики [Бакастова, c. 27].
Попадая в мир литературы, личные имена собственные становятся важным художественным средством в ономастической системе текста и всего творчества писателя. А. Кухаренко верно отмечал, что имя собственное, входя в произведение, «выходит из него семантически обогащенным и выступает в качестве сигнала, возбуждающего обширный комплекс ассоциативных значений. Их можно считать локальной семантической структурой, закрепляющейся за данным именем собственным» [Кухаренко, c. 131].
Таким образом, ономастическая лексика художественного произведения занимает особое место в словесной палитре. Она выступает у каждого писателя как заметное экспрессивное средство, яркая примета стиля. Исследователи данной проблемы выделяют различные функции личных имен в художественном тексте, такие как пространственно-временная, характеризующая, сравнительно- описательная, символическая.
Выполняя пространственно-временную функцию, личные имена, наряду с другими лингвистическими средствами выражения, являются объектами в пространстве художественного текста и соотносят, таким образом, вторичную действительность художественного текста с действительностью объективной. Такое соотнесение позволяет, во-первых, задавать пространственно-временные координаты образа мира, раскрытого в художественном тексте, а во-вторых, создавать у читателя «иллюзию» реальности описываемых в тексте событий. Здесь каждое имя личное – это звено, которое связывает объективно существующую действительность с авторским вымыслом, что позволяет «оживить» художественный текст.
Личные имена способны не только достаточно конкретно задавать пространственно-временные рамки, но и создавать особую атмосферу реальности происходящих событий, поддерживать ощущение национальной самобытности и колорита благодаря присутствующему в их значении национально-маркированному компоненту, а также фоновой информации.
Благодаря присутствию в тексте личных имен, которые вызывают в сознании читателя ассоциации с культурой, историей, социальным укладом общества, происходит раскрытие авторского видения окружающего мира.
В результате проведенного анализа мы пришли к следующим выводам.
Имена собственные участвуют в формировании лингвокультурной компетенции, позволяющей реконструировать особенности конкретной языковой личности автора.
Имена собственные, или онимы, – неотъемлемый компонент семантико-стилистической системы словоупотребления в художественном тексте Дж. Р.Р. Толкиена. Они органично и мотивированно вливаются в систему языковых средств художественного текста, участвуют в создании общей образности произведения, входят в состав словаря автора как важный показатель его стиля, организуют «ономастическое пространство» текста.
В рамках диссертационного исследования ономастическая единица понимается как функционально-семантический словесный знак в парадигме художественных текстов.
Мы выявили, что особенности и функциональные возможности имен собственных в пространстве романа «Властелин колец» обусловлены: а) общепринятой системой реальной онимии англицского языка языка; б) спецификой индивидуального мышления самого автора, который моделирует картину мира романа.
Проанализированные текстовые примеры позволили выделить главные функции ономастических единиц – стилистическую и эмоционально-экспрессивную. Кроме этого, важным представляется и то, что пространство текста характеризуется тремя способами употребления имен собственных: имя собственное как а) смысловая веха; б) фон повествования; в) факультативный элемент, обусловливающий эстетическую нагруженность и особенности функционирования онимов разных разрядов.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты и решены. Исследование является перспективным для изучения в дальнейшем, так как ономастикон Дж.Р.Р. Толкиена содержит большой и интересный материал для изучения.
Цель работы – проанализировать функционирование имен собственных в художественном тексте Дж.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!