Франкофония как инструмент сохранения и усиления присутствия Франции на Африканском континенте.

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в изучении Франкофонии как инструмента сохранения и усиления присутствия Франции на Африканском континенте.

Введение и актуальность


Одно из приоритетных направлений во внешней политики Франции тех лет было сохранение Алжира, так как именно там были обнаружены огромные запасы высококачественной нефти, поэтому проблема лояльности колонии стала сверхзадачей. Кроме этого в 1954 году на территории Алжира проживало примерно 1 млн. французских граждан. Более того, именно эта колония имела еще и важное военно-стратегическое значение для удержания контроля над Северной Африкой. При этом, военное противостояние с освободительным движением не гарантировало позитивный результат, так как война длилась с переменным успехом с 1954 года. Де Голль, став президентом, понимал, что война в Алжире не имеет перспектив, однако не мог завести даже разговор о предоставлении этой колонии независимости, так как его в таком случае могли сместить сторонники колониализма. Поэтому он был вынужден продолжать войну, но старался постепенно снизить напряженность политическими методами. То есть, происходило повторение плана Константы в 1958-1959 годах уже для Алжира. Однако ограниченность бюджета Франции, а так же глубокий кризис в отношении с местным населением, не позволяли сколько-нибудь эффективно проводить политику модернизации.
В Тропической же Африке в это время апробировалась новая колониальная политика, которая при положительном результате должна была осуществиться в отношении Алжира. Так, осенью 1958 года, когда принималась новая конституция Пятой республики, колониям было предложено обрести новый статус по их выбору: государство-член Сообщества под патронажем Франции, заморская территория, заморский департамент. При этом неодобрение конституции какой-либо колонией означало ее отделение. Таким образом поступила Гвинейская республика, которая отклонила конституционный проект и стала независимой. Другие же колонии при 93,5 % поддержало конституцию Франции. То есть, 12 африканских колоний выбрали себе статус государств-членов Сообщества, в конечном итоге став республиками.
Так, 14 октября 1958 года была провозглашена Малагасийская республика(бывший Мадагаскар); 24 октября – Суданская республика; 25 ноября – Республика Сенегал; 28 ноября – Исламская республика Мавритания, Габонская республика, Республика Чад и Республика Конго(Браззавиль); 1 декабря – Центральноафриканская республика (бывшее Убанги-Шари); 4 декабря – Республика Берег Слоновой Кости и Республика Дагомея; 11 декабря – Республика Верхняя Вольта; 18 декабря– Республика Нигер. Однако следует отметить, что члены Содружества, получая автономию внутри собственного государства, оставляли внешнюю политику, экономику, высшее образование, юстиции и пр. на усмотрение Франции. Однако такое положение вещей продолжалось недолго, и уже 1960 год ознаменовался «парадом суверенитетов», то есть бывшие колонии обрели независимость от метрополии. В этом и заключался план де Голля, он с самого начала отводил организации Содружества переходную роль. При этом следует отметить, что обретение свободы, было оформлено юридически, то есть обусловлено подписанием ряда договоров о двусторонних отношениях между бывшими колониями и Францией, в результате они оставались зависимыми от последней. Именно эти соглашения и послужили юридической базой для неоколониальной политики Шарля де Голля. Данная концепция позволяла разрешить множество противоречий, поэтому именно она легла в основу новой политики по отношению к Алжиру. В результате колония обрела независимость, однако сотрудничество в рамках общего политического курса было продолжено.
Однако де Голль не стал ограничивать политику сотрудничества Французской Тропической Африкой и Алжиром. Экономический механизм сотрудничества («зона франка») охватывал и страны Индокитая, в частности, Камбоджу, Лаос и Южный Вьетнам. Гвинея вскоре после обретения независимости выразила желание присоединиться к политике франко-африканского сотрудничества и в 1961 – 1963 годах заключила соглашения о культурном и техническом сотрудничестве с Пятой республикой. Кроме того, в 1962 – 1964 годах французское правительство подписало ряд аналогичных соглашений о сотрудничестве с франкоязычными странами Африки, ранее не входившими в состав Французской колониальной империи, в частности с Руандой и Бурунди. Они также касались вопросов технического, культурного, экономического сотрудничества и воздушного сообщения.
В результате с 1960-1964 годы Франция заключила более 100 договоров с бывшими колониями на африканском континенте. При этом, механизм помощи осуществлялся так, что новые независимые страны достаточно жестко контролировались Парижем, как в экономической, так и политической сфере. Однако, если изначально ставка сотрудничества была сделана на оборону, экономику, юстицию, техническую помощь, культуру, внешнюю политику, то с середины 60-х годов прошлого столетия де Голль выделяет приоритетным направлением культурную сферу, а именно по лини франкофонии, так как президент Франции четко понимал, что прямые ограничения в политической и других сферах вызовут протест африканских стран, которые не так давно обрели независимость. «В общем комплексе нашей политики сотрудничества приоритет должен отдаваться лингвистическому и культурному аспектам» — заявил де Голль в 1964 году. В 1965 году поднялся вопрос о создании франкоязычного сообщества. В 1966 – 1967 годах были созданы Ассоциация франкоязычной солидарности, Международная ассоциация франкоязычных парламентариев, Ассоциация франкоязычной молодежи. При этом денежные средства, выделяемые по линии« франкофонии» в 60-е годы, постоянно увеличивались. Так как, де Голль предполагал, что будущее франкофонии лежит в трансформации данного объединения в политическое.
При этом следует отметить, что выбирая французский язык в качестве одного из главных инструментов культурного влияния, де Голль четко понимал, что в тех условиях, когда французский язык на протяжении длительного времени насаждался Парижем, новые независимые государства не смогут полностью отказаться от его использования. Так как, документооборот велся именно на французском, на нем разговаривала элита общества, более того, местные языки, не выходя за рамки бытового общения, были различны и не развивались, поэтому мало из ни имели собственную письменность. Далее, разные области одной и той же страны говорили на разных диалектах и языках, поэтому французский язык был еще и универсальным средством общения. Большинство колоний объявило французский язык своим официальным, меньшинство выбрало его как один из двух официальных. То есть, де Голль выбирая в качестве приоритетов неоколониальной политики культуру и язык по линии франкофонии, укреплял позиции Франции на африканском континенте.

Заключение и вывод

Таким образом, можно подвести итог. Колониальная империя Франции сложилась в конце XIX начале XX веков. Методы управления колониями различались, так Алжир был по статусу частью Франции, другие либо находились под прямым управлением, либо являлись протекторатами. Но независимо от формы управления, активно, на государственном уровне насаждался французский язык и европейская культура среди местного населения. То есть, «язык метрополии доминировал исключительно во всех сферах общественно-политической и экономической жизни, а использование местных языков ограничивалось лишь сферой устного бытового общения» и носил элитарный статус.
Политика Франции по отношению к африканским колониям во второй половине XX века, в частности в правление де Голля, проявилась в том, что Париж был вынужден в силу экономических и политических причин предоставить им независимость. Главным приоритетом де Голля стала ставка на французский язык и франкофонию, как инструмент влияния на бывшие колонии. При этом следует отметить, что выбирая французский язык в качестве одного из главных инструментов культурного влияния, де Голль четко понимал, что в тех условиях, когда французский язык на протяжении длительного времени насаждался Парижем, новые независимые государства не смогут полностью отказаться от его использования. Большинство колоний объявило французский язык своим официальным, меньшинство выбрало его как один из двух официальных. То есть, де Голль, выбирая в качестве приоритетов неоколониальной политики культуру и язык по линии франкофонии, укреплял позиции Франции на африканском континенте. Таким образом, можно отметить следующее. Под термином «Франкофония» подразумевается соответствующая организация, которая способствует налаживанию и улучшению отношений между государствами, использующими французский язык. Международная организация франкофонии (МОФ) изначально была объединением территорий и государств, где французский язык являлся либо доминирующим языком, либо имел юридически оформленный особый статус.
Задачи Франкофонии в культурном аспекте — объединение всех, кто разделяет идентичные идеалы универсализма и многообразия. Сегодня членами МОФ являются 58 страны-члена и  правительства участника, 3 ассоциированные страны и  14 стран-наблюдателей. Сегодня Франкофония объединяет 10% населения земного шара и более четверти стран — членов ООН.
По материалам проведенных саммитов можно отметить, что политическая составляющая МОФ с течением времени выражается все более отчетливо, показывая, что Франкофония уже давно и прочно трансформируется в политическую организацию, влияние которой на Африканском континенте значительно, а одним из механизмов влияния являются саммиты, проводимые один раз в два года. При этом роль саммитов трудно переоценить, более того, в них принимают участие первые лица государств, входящих в МОФ, соответственно, принятые решения касаются не только культурной сферы, но и экономической, политической, военной и пр.
Рассматривая механизм влияния Франкофонии на примере Габона, можно отметить, что значимость и роль французского языка и французской культуры в усилении влияния Франции в Габоне несомненно. Средство общения разноязычного населения - французский язык – стал не только официальным государственным языком, но и обеспечил рост уровня образованности, культурной грамотности, международной взаимосвязи и французской культурной экспансии. На современном этапе Франция имеет прочные экономические взаимоотношения с Габоном, тесные культурные взаимосвязи, и может диктовать определенные политические и экономические условия в рамках своего влияния. Организаций, подобных Франкофонии, у России не имеется, а создание подобного гиганта требует не только колоссальных средств, но ни одного десятилетия. Однако, двигаться в данном направлении необходимо, так как Африка один из важнейших геополитических регионов. Поэтому необходимо изыскивать необходимые средства на продвижение культурных проектов в данном регионе. При этом, следует так же понимать, что у России там нет такой негативной памяти о прошлом, как у бывших колониальных держав. Более того, культурные проекты, проводимые СССР, а так же его политика в сфере образования, привела к тому, что элита части африканских государств знает русский язык и русскую культуру.
Череда Цветных революций и арабская весна показала практически всем лидерам, что любые их действия, расходящиеся с политикой Вашингтона, могут привести к самым радикальным последствиям, при активном участии стран НАТО, как один из примеров нанесение ракетно-бомбовых ударов со стороны Франции. В данном русле, вектор внешней политики России, направленной на обоюдный диалог и внимательность к интересам всех участников политического диалога выглядит привлекательной. Однако, все решения и все проекты упираются в финансирование, если культурное направление в африканской политики МИДа РФ будет получать достаточно средств, то результаты будут. Но не стоит рассчитывать, что они окупятся сразу и дадут видимый эффект, так как культурная политика имеет другие временные рамки, чем иные направления. Что показывает на примере Франции и проведения ей взвешенной культурной и языковой политики на протяжении столетий в едином русле и направлении. Франкофония же, появилась и зародилась не сама по себе, а на фоне прочного фундамента.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ