Франциск Ассизский и Католическая церковь | Пример курсовой работы

Франциск Ассизский и Католическая церковь

Целью данной курсовой работы является анализ жизни и деятельности Франциска Ассизского в контексте культурно-исторической эпохи.

Усиление веры в могущество злых сил также свидетельствовало о кризисе католической церкви. Так, Ж. Ле Гофф в связи с этим называл средневековое общество «галлюцинирующим» и отмечал его веру во все потустороннее, сверхъестественное и дьявольское, а также присущий ему пессимизм, зловещие пророчества и атмосферу постоянного страха. «Стоит поразмыслить над этой физической хрупкостью, над этой психологической почвой, пригодной для того, чтобы на ней внезапно расцветали коллективные кризисы, произрастали телесные и душевные болезни, религиозные сумасбродства. Средневековье было по преимуществу временем великих страхов и великих покаяний – коллективных, публичных и физических», – писал ученый.
В свою очередь, М.С. Самарина отмечает, что «…мистика, невиданно расцветшая как в церковной среде, так и в недрах еретических сект, приобретает тогда крайне болезненные и «маргинальные» черты», в числе которых можно назвать юродство, жажду мученичества и т.д.
Кризису католической церкви поспособствовали также крестовые походы – ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых католической церковью в целях освобождения Святой Земли от последователей ислама. Последствиями крестовых походов стали следующие изменения в средневековом обществе:
расширение географического горизонта повлекло за собой расширение духовного горизонта, в связи с чем изменилась средневековая европейская картина мира;
непосредственное столкновение с исламом продемонстрировало необоснованность западных претензий на абсолютную истину, в связи с чем «…христианский мир теряет ощущение обладания абсолютной истиной и центральной святыней».
Вполне очевидно, что католическая церковь в эпоху Франциска Ассизского по многим причинам находилась в состоянии глубокого кризиса. Примечательно, что при этом она не противостояла ему, отдавая приоритет политической борьбе и вовлекаясь в столкновения с императорской властью. Указанные обстоятельства отдаляли европейцев от церкви, что создавало благоприятные условия для появления и развития ересей, критики католической церкви и самих основ христианства. Кризис, постигший католическую церковь в рассматриваемую эпоху, отмечался и самой церковью. Так, Четвертый Латеранский собор, созванный в 1215 г., констатировал критическое состояние церкви и в числе ключевых ее задач назвал борьбу с ересями и укрепление догматики, что могло бы сплотить католическую церковь и вывести ее из кризиса.
Таким образом, традиционный образ средневекового общества, для которого было характерно полное торжество католической церкви, проникавшей во все сферы жизни общества, является не совсем соответствующим действительности. В условиях появления рационализма и его следствий, опасных для церкви, а также столкновения с исламом, догматических изменений, сближения с язычеством и магией, болезненного мистицизма и т.д., католическая церковь в эпоху Франциска Ассизского оказалась перед лицом глубочайшего кризиса. Кризисное состояние католической церкви и ее неспособность с ним справиться повлекли за собой отдаление европейцев от церкви, появление и развитие ересей и иные негативные последствия.
На основании проведенного в данной работе исследования можно сделать следующие выводы:
в условиях появления рационализма и его следствий, опасных для церкви, а также столкновения с исламом, догматических изменений, сближения с язычеством и магией, болезненного мистицизма и т.д., католическая церковь в эпоху Франциска Ассизского оказалась перед лицом глубочайшего кризиса, который повлек за собой отдаление европейцев от церкви и иные негативные последствия;
глубокий кризис католической церкви создал благоприятные условия для появления и развития ересей, в связи с чем в середине XII в. в Западной Европе началось настоящее религиозное брожение, затронувшее как широкие слои населения, так и саму католическую церковь;
догматика средневековых ересей была довольно разнообразна, однако в той или иной степени всегда исходила из резкого критического отношения к католической церкви, подрывая тем самым ее основы;
католическая церковь вела борьбу с ересями по двум направлениям – путем подрыва ересей снаружи посредством инквизиции и путем подрыва ересей изнутри посредством использования нищенствующих монашеских орденов, одним из которых являлся орден францисканцев, основанный Франциском Ассизским;
Франциск Ассизский, родившийся в богатой семье и имевший традиционное для своего времени образование и воспитание, в юношеские годы преодолел так называемый экзистенциальный кризис, превратившись из представителя средневековой итальянской «золотой молодежи» в юродивого, нищего проповедника христианского вероучения;
Франциск Ассизский основал братство, впоследствии волей папы римского превратившееся в орден францисканцев и ставшее неочевидным орудием католической церкви в борьбе с ересями; особенностями ордена францисканцев был запрет любой собственности, отсутствие привязанности к какому-либо месту, евангельский характер повиновения и, что немаловажно, активная проповедь христианского вероучения;
личность Франциска Ассизского привлекла в основанный им орден тысячи последователей по всей католической Европе; более того, орден францисканцев, продолжая свое существование и после смерти основателя, вел активную миссионерскую и просветительскую деятельность по всему миру.
В целом, анализ культурно-исторического содержания эпохи Франциска Ассизского и деятельности святого в свете кризиса католической церкви позволяют провести четкую параллель с современной культурно-исторической эпохой и состоянием католической церкви. Современную культурно-историческую эпоху как в Италии, так и в мире вообще можно охарактеризовать как эпоху информационного общества, когда очередная информационная революция, свершившаяся на рубеже XX-XXI вв., ускорила жизнь людей, привнесла в нее многочисленные технические достижения, тем самым повлияв на культурную и духовную составляющую общества и вызвав упадок духовности, появление многочисленных «ересей» (пастафарианство и т.д.) и кризис католической церкви.
Можно сделать вывод также и о том, что история повторяется не только в событиях, но и в личностях. В 2013 г. папой римским был избран Хорхе Марио Бергольо, принявший после избрания имя Франциск в честь святого Франциска Ассизского, что также неслучайно – папа римский Франциск своей жизнью и деятельностью продолжает начинания своего святого покровителя. Так, он последовательно проповедует апостольскую бедность, аскетизм и любовь к ближним, отказавшись от папских привилегий, омывая ноги мигрантам и заявляя, что его люди бедны, и он сам – один из них.
Вполне очевидно, что культурно-историческое содержание современной эпохи требовало появления нового Франциска Ассизского, который бы обновил католическую церковь на началах бедности, аскетизма и любви к ближним, что и произошло в свете избрания папой римским Хорхе Марио Бергольо.
Целью данной курсовой работы является анализ жизни и деятельности Франциска Ассизского в контексте культурно-исторической эпохи.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!