Формы воспитания детей 9-11 лет в условиях длительного стационарного лечения | Пример курсовой работы

Формы воспитания детей 9-11 лет в условиях длительного стационарного лечения

Цель исследования: изучение особенностей использования форм воспитания с детьми 9-11 лет с травмами опорно-двигательного аппарата в условиях длительного стационарного лечения и разработка конспектов воспитательных занятий.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны некоторые особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Это связано с двумя причинами: во-первых, с ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а во-вторых – с неправильным воспитанием, часто встречающимся в семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспитания является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка.
Итак, психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большинство детей с нарушениями ОДА страдают церебральным параличом (89 %). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Потому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.
В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, – они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Речевые нарушения, чаще всего различные формы дизартрии, выявляются у большинства детей с нарушениями ОДА. Выраженность дизартрических нарушений может быть разной – от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тяжелых случаях может наблюдаться анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения артикуляционного аппарата). Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи.
Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. Формирование познавательных процессов при нарушениях ОДА характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функций. У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.
Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.
Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности.
Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.
Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера.
Например, специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному формированию личности.
Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.
При воспитании ребенка с нарушениями ОДА важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах. У детей данной категории часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.
Детский санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, тесно связанным со всей системой лечебно-профилактической помощи детям. Основной задачей детского санатория является создание больным детям таких благоприятных условий жизни, при которых наилучшим и быстрейшим образом может наступить нормализация всех функций их организма. Применяемые в зависимости от медицинского профиля специальные методы лечения поэтому и дают именно в условиях санатория столь высокую эффективность, что они осуществляются на фоне создаваемой в этих учреждениях оптимальной «внешней среды».
Болезни, как острые, так и протекающие хронически, полученные ребенком физические травмы не проходят для детского организма бесследно. Они истощают его нервную систему, дезорганизуют ее функции и ведут к изменению реактивности детского организма. Нервная система ребенка становится хрупкой и легко ранимой; это состояние обычно длится еще и после того, как ребенок оправился от острого периода болезни. Работоспособность клеток головного мозга остается пониженной и падающие на них обычные раздражители являются для них «сверхсильными» — ребенок не в состоянии справиться с ними; это поддерживает перенапряжение нервных клеток коры и препятствует нормализации реактивности.
Повышению эмоционального и психического тонуса способствует обстановка детского санатория, обычно расположенного в красивой загородной местности, где ребенок близко соприкасается с природой, и уютные, не напоминающие больницу помещения санатория.
Надо сказать, что не меньшее впечатление это производит и на детей. Часто приходилось наблюдать, как у вновь поступивших в санаторий и скучавших по дому детей резко менялось настроение после первой же прогулки по красивым окрестностям.
После более или менее продолжительного отдыха нервной системы ее реакции нормализуются. Столь высокая эффективность лечения детей в санаторных условиях и объясняется тем, что особенности санаторной обстановки обеспечивают детям все условия для отдыха центральной нервной системы и для нормализации реактивности.
В санатории ребенка не только лечат, но и оберегают от всякого рода вредных воздействий внешней среды, от тех мелких психических травм, которые неизбежны в обычных условиях жизни и которые не оказывают влияния на здорового ребенка. Другими словами, в санатории ребенку создается так называемый лечебно-охранительный режим.
Внешняя среда в санатории состоит из комплекса разнообразных воздействий, которые можно разбить на две группы тесно переплетающихся между собой мероприятий. Одни из них направлены к обеспечению хорошего физического ухода за ребенком — ребенок должен получить все, что диктуется требованиями гигиены, и быть обеспечен всеми необходимыми видами лечения, доступными в санаторных условиях. А другие ??
Цель исследования: изучение особенностей использования форм воспитания с детьми 9-11 лет с травмами опорно-двигательного аппарата в условиях длительного стационарного лечения и разработка конспектов воспитательных занятий.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!