Формы социальной помощи несовершеннолетним оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Цели и задачи
Цель исследования: выявить особенности социальной помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненной ситуации.
Введение и актуальность
Работа с семьями по месту жительства приобретает характер социального патронажа. В соответствии, с которым для семьи предоставляются на дому совокупность видов социальных услуг. Социальный патронаж бывает длительным или кратковременным, включает регулярные посещения семей, социальными работниками, социальными педагогами, психологами, оказывая различные виды помощи: медико-социальную, социально психологическую, социально-бытовую, социально-трудовую и социально правовую с целью создания лучших условий к существованию [10, с.113].
В контексте проблем социальной поддержки детей, находящихся в группе риска, необходимо решить вопрос современной системы социально психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В теоретических источниках социальная помощь рассматривается в соответствии с: защитой прав, с системой социальной защиты, опеки и попечительства; профилактикой безнадзорности, предупреждению социальных отношений, детско-родительских отношений, восстановлением общественного статуса, поддержание темпов психофизического и индивидуального развития детей [10, с.114].
Основное предназначение социально-психологической поддержки и помощи — это создание условий для развития ребёнка или подростка, которое понимается, как процесс развития детей, освоение индивидуумом ценностей, общепринятых норм, установок, стандартов поведения, свойственных данному обществу.
В правовом аспекте «социальная помощь» рассматривается в двух вариантах, как:
- деятельность, нацеленная на создание условий реализации прав детей, пребывающих в тяжелой жизненной ситуации (дети с трудностями социальных взаимоотношений, здоровья; одаренные дети);
- система учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, деятельность которых направлена на предоставление мер поддержки детей (психологической, социальной, педагогической, медицинской помощи), находящихся в трудной жизненной ситуации [16, с.82].
Система социально-психологической помощи и поддержки соединена и с общеобразовательной средой, т.к. право каждого ребенка на получение данной помощи связана и с проблемами в учебе, отношениях, здоровье. Данные моменты также рассматриваются как трудная жизненная ситуация.
С начала 90-х годов 20 столетия система социально-психологической помощи переходит на новую стадию развития. Целью, которой считается формирование условий, содействующих в реализации прав детей различных возрастов на полное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с общепринятыми нормами. Которые подчеркнуты в Конституции Российской Федерации как право на образование, здравоохранение и т.д. Приоритетами государственной социальной политики по улучшению положения детей в России являются:
- в реальном доступе к образованию, в развитии систем дополнительного образования, в развитии условий для духовного и высоконравственного развития ребенка, в развитии системы профессиональной ориентации, в помощи адаптации ребенка к новым социально-экономическим условиям, в создании условий для стабильного функционирования системы развлечений и отдыха, а также оздоровительных мероприятий для ребенка;
- поддержка детей, пребывающих в очень сложных ситуациях с предоставлением: эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей; реального права несовершеннолетних с отклонениями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства; детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.
Следует заметить, что система социально-психологической помощи детям и поддержки детства формируется как межведомственная, включающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицины, культуры и государственных организаций. Отличительной особенностью системы становится обусловленность региональных (муниципальных) особенностей, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых направлений социально-психологической помощи и поддержки — это:
- пропаганда и пояснение прав ребенка, семьи;
- исследование, диагностика, решение конфликтов, проблем, сложных жизненных ситуаций, касающиеся интересов детей на ранних стадиях развития с целью избежать от серьезных последствий;
- выявление запросов, нужд ребенка и разработка мер поддержки отдельных детей с привлечением специалистов из соответствующей организации;
- индивидуальные и групповые консультации для детей, родителей и педагогов на темы разрешения проблемных ситуаций, разногласий, снятию стресса, воспитанию ребенка в семье;
- индивидуальное сопровождение ребенка, нацеленное на преодоление трудностей в познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе, в подготовке по индивидуальным образовательным планам и программам;
- организация деятельности для несовершеннолетних различных категорий в свободное время; реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей; летнего лагеря (труда, отдыха, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений; летнего отдыха детей из малообеспеченных, многодетных и асоциальных семей;
- реализация программ социально-психологической поддержки и помощи ребёнку, попавшему в сложную жизненную ситуацию и т.д..
Отмеченные направления отображают сформировавшуюся в практике содержательную часть социально-психологической помощи (поддержки). Организационная составляющая системы помощи содержит в себе следующие структурные учреждения и организации, которые отличаются по формам поддержки:
- учебные заведения, включая дошкольные учреждения, общеобразовательные школы всех видов, учреждения начального и среднего профессионального образования, специального образования, учреждения дополнительного образования;
- учреждения социального обслуживания: детские приюты, центры помощи семье и детям, центры реабилитации, службы доверия, консультационные центры;
- учреждения культуры, спорта и молодежной политики: центры занятости подростков и молодежи, молодежные общественные приемные, молодежные биржи труда и т. д.;
- межведомственные психолого-медико-социально-педагогические центры и службы различных уровней, психолого-педагогические комиссии;
- подразделения по делам несовершеннолетних и правоохранительные органы;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- учреждения здравоохранения.
Разнообразие учреждений по оказанию социальной и психологической поддержки, а также различные типы поддержки отображают особенности современного подхода в оказании помощи детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, социальная помощь - организация условий для решения проблем ребенка, пребывающего в сложной жизненной ситуации, целью которой считается создание социальной безопасной среды.
Заключение и вывод
Теоретический анализ литературы показал, что социально-экономические преобразования сопутствуют преобразованиям в социализирующих потенциалах ключевых институтов в воспитании подрастающего поколения, снижением эффективности их воздействия на созревающего человека, ведут к несформированности у ребенка свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, стимулируют определённые деформации в социальном опыте. Как результат, замечается малоразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, не освоенность минимума социальных ролей, затруднения в адаптации и интеграции в систему общественных отношений. Эти дети, чаще всего, попадают в трудную жизненную ситуацию им необходимая адресная социально-психологическая поддержка и помощь.
Трудной называют ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека, с которой он не может справиться самостоятельно. Таким образом, термин «трудная жизненная ситуация» обуславливают как временную ситуацию, объективно либо субъективно создающаяся; как неминуемое событие в жизни, порождающее эмоциональное напряжение и стрессы; как препятствие в осуществлении значимых жизненных целей, с которыми нельзя справиться при помощи обычных средств, с применением одних внутренних ресурсов.
В основе «трудная жизненная ситуация» находится множество связанных между собой факторов, причин, форм. К детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, относят детей, жизненный процесс которых объективно нарушен сложившимися обстоятельствами, охарактеризованные неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не могут самостоятельно или с помощью семьи преодолеть.
Сущность оказания социально-психологической помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, состоит, в общем, с ребенком проектировании путей преодоления проблем, решении трудностей, усиления жизненных ресурсов ребенка, их целесообразном применении в новых условиях с целью самореализации, самозащиты, самовоспитания.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по организации социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста» г.Нефтеюганск, позволила выявить на констатирующем этапе определенные проблемы у данной категории детей, связанные с недостаточным уровнем групповой сплоченности, социально-психологической адаптации и неблагоприятным психологическим климатом в коллективах, в которых они находятся.
Социальная помощь была организована на формирующем этапе эксперимента в виде программы «Познай себя», включающая различные тренинговые занятия и упражнения, направленные на развитие коммуникативной компетентности, способствующей улучшению психологического климата, развитию групповой сплоченности и повышению уровня социально-психологической адаптации. Кроме этого, были организованы социальный патронаж, сетевые встречи с родителями, а также комплекс мероприятий по оказанию социально-психологической помощи в виде конкурсов, совместных мероприятий с родителями, игр и т.д.
Трудной называют ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека, с которой он не может справиться самостоятельно. Таким образом, термин «трудная жизненная ситуация» обуславливают как временную ситуацию, объективно либо субъективно создающаяся; как неминуемое событие в жизни, порождающее эмоциональное напряжение и стрессы; как препятствие в осуществлении значимых жизненных целей, с которыми нельзя справиться при помощи обычных средств, с применением одних внутренних ресурсов.
В основе «трудная жизненная ситуация» находится множество связанных между собой факторов, причин, форм. К детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, относят детей, жизненный процесс которых объективно нарушен сложившимися обстоятельствами, охарактеризованные неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не могут самостоятельно или с помощью семьи преодолеть.
Сущность оказания социально-психологической помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, состоит, в общем, с ребенком проектировании путей преодоления проблем, решении трудностей, усиления жизненных ресурсов ребенка, их целесообразном применении в новых условиях с целью самореализации, самозащиты, самовоспитания.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по организации социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста» г.Нефтеюганск, позволила выявить на констатирующем этапе определенные проблемы у данной категории детей, связанные с недостаточным уровнем групповой сплоченности, социально-психологической адаптации и неблагоприятным психологическим климатом в коллективах, в которых они находятся.
Социальная помощь была организована на формирующем этапе эксперимента в виде программы «Познай себя», включающая различные тренинговые занятия и упражнения, направленные на развитие коммуникативной компетентности, способствующей улучшению психологического климата, развитию групповой сплоченности и повышению уровня социально-психологической адаптации. Кроме этого, были организованы социальный патронаж, сетевые встречи с родителями, а также комплекс мероприятий по оказанию социально-психологической помощи в виде конкурсов, совместных мероприятий с родителями, игр и т.д.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт