Формирование заемного капитала компании за счет операций с облигациями | Пример курсовой работы

Формирование заемного капитала компании за счет операций с облигациями

Цель работы – проанализировать управление заемным капиталом и определить основные пути совершенствования управления заемным капиталом в ОАО «ГМК «Норильский никель».

Особого внимания заслуживает классификация облигаций по формам выплаты дохода, порядку погашения и характеру обращения. Например, использование дисконтных облигаций имеет определенные преимущества: простоту расчетов, отсутствие необходимости в отвлечении средств в течение периода заимствования для осуществления купонных платежей. Кроме того, как показывает практика развитых стран, доходность дисконтных облигаций несколько меньше доходности купонных.
Порядок погашения облигаций также играет важную роль при формировании заемного капитала компании. Облигации с единовременным сроком погашения невыгодны компании-эмитенту как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения имиджа компании на инвестиционном рынке. При таком выкупе всех облигаций компания должна единовременно выплатить всю сумму долга. Это может негативно отразиться на ее финансовом состоянии. Для эмитента постепенное погашение может оказаться предпочтительным, поскольку проекты, на финансирование которых используется выручка от эмиссии облигационного займа, окупаются постепенно. Большинство облигационных займов погашается поэтапно. При этом работает следующий принцип: чем раньше облигация попадает в тираж выкупа, тем меньше разница между ценой размещения и выкупной ценой облигации; в более поздних тиражах выкупная цена все в большей степени превышает цену размещения.
Не менее значимой является классификация облигаций по характеру обращения. Цена облигации подвержена рискам изменения процентных ставок. Поэтому в целях уменьшения влияния уровня инфляции на цену облигации выпускаются конвертируемые ценные бумаги.
Конвертируемые облигации дают владельцу право обменивать их на обыкновенные акции того же эмитента в соответствии с условиями конверсионной привилегии. Для конвертируемой облигации в качестве основных характеристик обязательно указываются первая дата, открывающая возможность перевода облигации в акцию, и переводная премия. Размер премии тесно связан с доходностью акции. Чем ниже премия, тем ниже доходность акции, но одновременно выше шанс обменять облигацию на акцию, и наоборот. Будучи однажды конвертированы в обыкновенные акции, облигации не могут быть повторно обменены на облигации или привилегированные акции. Одним из важнейших условий функционирования конвертируемых ценных бумаг являются коэффициент конверсии (определяемый как число акций, которые получит владелец облигации при ее конверсии) и конверсионная цена (это расчетная цена обыкновенной акции при конверсии).
Конвертируемые облигации имеют ряд достоинств как для инвестора, так и для эмитента. Для инвестора преимуществом конвертируемых облигаций является сочетание гарантированного процентного дохода и погашения основной суммы с возможностью выигрыша от прироста курсовой стоимости обыкновенной акции. Для эмитента выпуск конвертируемых облигаций служит средством размещения дополнительного количества обыкновенных акций по цене несколько выше их текущей рыночной стоимости. Компания приобретает большую финансовую независимость в результате изменения соотношения между собственным и заемным капиталом в пользу собственных источников финансирования. Но при этом бывший держатель облигации становится собственником и получает право на участие в управлении обществом.
Одновременно с точки зрения эмитента у конвертируемых бумаг есть три особенности, ослабляющие преимущества их использования для эмитента:
1) использование конвертируемых ценных бумаг дает возможность эмитенту продавать обыкновенные акции несколько дороже, чем при обычной эмиссии. Однако при значительном росте цены акций компания-эмитент может обнаружить, что ей было выгоднее эмитировать неконвертируемые облигации, несмотря на более высокую цену этого источника, а затем, продавая обыкновенные акции, заместить заемный капитал;
2) обычно конвертируемые ценные бумаги имеют низкую купонную ставку, но преимущества низкой цены заемного капитала будут утрачены в случае конверсии ценных бумаг;
3) если компания хочет увеличить акционерный капитал, а цена акции не возрастает в достаточной степени после выпуска облигаций, то компания будет обременена долгами, хотя и с низкой процентной ставкой.
Значительно расширяют инвестиционные возможности компании варранты. Варранты обычно выпускаются в пакете с облигациями или привилегированными акциями, что увеличивает привлекательность данных выпусков. Получение вместе с облигациями варрантов позволяет инвесторам участвовать в росте компании, которую они считают перспективной. Именно поэтому инвесторы готовы взять облигации с более низкой ставкой процента и менее жесткими ограничениями для компании-эмитента. Облигация с варрантами обладает совокупными характеристиками как заемного, так и акционерного капитала. Это гибридная ценная бумага, дающая финансовому менеджеру возможность расширить состав ценных бумаг компании и привлечь более широкую группу инвесторов. Варранты приносят компании дополнительные средства, оставляя ее процентные выплаты на относительно низком уровне.
Согласно западной практике цена исполнения варранта обычно устанавливается на 10—30% выше рыночной цены данной акции в момент выпуска облигаций. Если компания успешно развивается и курс ее акций поднимается выше цены исполнения, владельцы варрантов могут исполнить их и купить акции по установленной цене. Существует два основных обстоятельства, побуждающие владельцев варрантов их исполнять и покупать акции:
1) если истекает срок действия варрантов и рыночная цена акции выше, чем цена исполнения;
2) если компания в достаточной степени повысит дивиденды по ним. Сами варранты не приносят дивидендов. Однако обыкновенные акции, право покупки, которых они предоставляют, могут предложить владельцу достаточно высокий дивиденд.
Часто компании рассматривают выпуск конвертируемых облигаций как способ привлечения инвесторов к последующей эмиссии акций. Такой подход, как правило, присущ компаниям, которые еще не завоевали прочной репутации в финансовых кругах, и поэтому им трудно рассчитывать на успех выпуска своих акций на приемлемых условиях. В то же время у них есть веские основания предполагать, что курс их акций повысится. Конвертируемые облигации выпускаются на таких условиях, что их обмен на акции является целесообразным при относительно небольшом повышении курса акций.
Варранты широко используются в практике западных стран. Что касается России, то понятие варранта отсутствует в российском законодательстве, хотя правовых препятствий для их выпуска в российских условиях нет.
Таким образом, конвертируемые ценные бумаги и варранты значительно расширяют возможности компаний по формированию финансовой структуры, позволяя им привлекать дополнительных инвесторов, снижать стоимость капитала и финансовые риски.
Формирование заемного капитала путем эмиссии корпоративных облигаций имеет для российских компаний свои преимущества:

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.
В целом состояние заемного капитала в анализируемом периоде с 2014 по 2016 год характеризуется увеличением долгосрочных обязательств в 10 раз с 2014 по 2016 год и уменьшением на 1% с 2015 по 2016 год, а краткосрочные обязательства возросли на 9% в соотношении 2014 и 2015 годов и уменьшились в 2016 году на 35% по отношению к 2015 году.
При анализе с 2014 по 2016 годы показателей эффекта финансового левериджа видно, прежде всего, что налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно и соответственно одинакова в анализируемом периоде. Дифференциал финансового левериджа, напротив, в связи с присущей ему высокой динамичностью меняется от отрицательного значения –4% в 2014 году к 7% в 2015 году и последующем увеличением до 130% в 2016 году. Дифференциал финансового левериджа, являющийся главным условием формирования положительного эффекта финансового левериджа, проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Поэтому формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа, как в 2014 году, всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала, что означает использование предприятием заемного капитала, в общем, дает отрицательный эффект. Коэффициент финансового левериджа, который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием в расчете на единицу собственного капитал, является тем рычагом, который изменяет положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. По предприятию «Норильский Никель» коэффициент финансового левериджа не изменен, за исключением 2015 года. Это говорит о том, что положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери. По проведенному анализу видна достаточно высокая зависимость предприятия от заемного капитала, когда эффект финансового левериджа свидетельствует что привлечение заемного капитала не оказало заметного влияния на результаты деятельности предприятия.
На различных этапах развития предприятия, в соответствии с потребностями в заемном капитале, управление его привлечением – это целенаправленный процесс, который должен строиться на:
– анализе привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде;
– определении целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде;
– определении предельного объема привлечения заемных средств;
– оценке стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;
– определения соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко и долгосрочной основе;
– определения форм привлечения заемных средств;
– определения состава основных кредиторов;
– формированием эффективных условий привлечения кредитов;
– обеспечением эффективного использования кредитов;
– обеспечением своевременных расчетов по полученным кредитам.
Цель работы – проанализировать управление заемным капиталом и определить основные пути совершенствования управления заемным капиталом в ОАО «ГМК «Норильский никель».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!