Формирование умений устанавливать аналогии и относить к известным понятиям объекты природы у младших школьнико | Пример курсовой работы

Формирование умений устанавливать аналогии и относить к известным понятиям объекты природы у младших школьнико

цель работы – рассмотреть формирование умений устанавливать аналогии и относить к известным понятиям объект природы у младших школьников.

Ещё одним важнейшим условием развития способности устанавливать причинно-следственные связи является организация деятельностей с опорами на пропедевтические умения учеников. Привлечение комплекса такого рода знаний в начальной школе связано с повторениями изученного материала и с сознательными отборами учениками тех знаний, которые нужны для сопоставления с новыми фактами, т.е. определения причинно-следственных отношений.
Применения исследовательского метода также является действенным средством формирования причинного мышления и предполагает постановки проблемных задач (к примеру, провести эксперимент, составить логическую цепочку и т.д.). Результативность такого метода связана с самостоятельностью учеников на всех этапах исследования (наблюдения, выдвижения гипотез; составления плана действий; формулирования результата; контрольно-оценочная работа).
Важное место в развитии умения определять причинно-следственные связи занимает метод проектов, который представляет собой совокупности исследовательских, поисковых проблемных методов. Этот метод направлен на самостоятельную деятельность школьников и предполагает основание учебных ситуаций, которые:
– сталкивают младших школьников с явлениями, которые противоречат существующим у них представлениям;
– побуждают учеников высказывать свои предположения, гипотезы;
– предоставляют возможности исследовать данные предположения;
– дают возможности представить итоги своих исследований окружающим в целях установления значимости полученных данных.
Одним из приёмов развития причинно-следственных умений является дидактическая игра, в границах которой решения проблемно-поисковых ситуаций требуют минимальных волевых усилий, но при этом позволяет более полно раскрывать интеллектуальные потенциалы учеников и применять его более результативно.
В связи с тем, что определение причинно-следственных связей базируется на абстрактных понятиях, нужна и система наглядности. В частности, для превращений знаний младших школьников в убеждения (к примеру, на уроках «Окружающий мир») можно применять эксперимент.
Урок «Окружающий мир» был и остается главным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учеников к самостоятельному «творчеству», к реализациям скрытой возможности позволяют нетрадиционные формы организации урока. Такие уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность, стремления не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображения, помогают увидеть связь с иными учебными предметами и т.п. Данными уроками становятся урок-сказка, урок-путешествие («Зимующие птицы»), урок-экспедиция («В Арктике»), урок-исследование («Вода и ее свойства») и др.
Результативность предмета окружающего мина в развитии мышления младших школьников обеспечивается такими факторами:
1. Процесс обучения строится так, что у учеников не только развиваются лингвистические знания, умения и навыки, но и улучшаются ряды интеллектуальных качеств: логические мышления, речь, внимания, память, наблюдательность.
2. Меняются методики проведений традиционных структурных этапов урока, которая также работает на формирование интеллекта школьника.
Школьник становится субъектом обучения, его организатором, активным действующим лицом. Ребёнок, даже в периоды обучения грамоте, не получает знаний в готовых видах, а добывает их в процессах увлекательного поиска. Это значит, что ученикам передаётся часть функций педагога. Обучающийся с той или другой долей самостоятельности, на базе специально разработанных упражнений устанавливает тему урока, его цель, принимает активные участия в изучениях новых материалов, в формулировках вывода [18].
В начальной школе на уроках окружающего мира обеспечивается развитие естественнонаучной основы для понимания школьниками зависимости и связи между объектами природы. Младшими школьниками осваиваются первоначальные представления и понятия о природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в мире природы, о взаимовлиянии мира природы и общества. Научные знания, которые получаются в курсе окружающего мира, позволяют ученикам оценивать их роли в жизни человека и в мире природы, прийти к выводам о целесообразности бережного отношения к природе. В развитии экологических представлений и понятий ведущую роль играют логические приемы.
Таким образом, умения устанавливать причинно-следственные связи представляют собой сложные, интегративные процессы познания действительности путем построений рассуждений и умозаключений, которые основаны на исполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).
Аналогия – одна из древнейших мыслительных операций. Это понятие было известно греческой науке и средневековой мысли. И уже в древние времена было замечено, что не только предметы, но и отношения между ними могут быть похожи друг на друга, соответствовать и быть похожими по своим свойствам.
Аналогия возникает из объективного противоречия между необходимостью человеческого познания качественного разнообразия мира и имеющимися знаниями о нем. Его цель-быть одним из средств разрешения этого противоречия.
В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько этапов. Изначально этот метод логического мышления выступает как предмет особой ассимиляции, затем как средство установления связей между объектами и явлениями и, наконец, как часть общеобразовательных навыков, которые должен освоить младший школьник в начальной школе для успешного интеллектуального развития в последующих классах.
В начальной школе уроки окружающего мира обеспечивают формирование естественнонаучной основы для понимания учащимися зависимостей и отношений между объектами природы. Младшие школьники знакомятся с первоначальными представлениями и представлениями о природных объектах и явлениях природы, взаимоотношениях в мире природы, взаимовлиянии мира природы и общества.
Понятия формируются в результате абстрагирующей деятельности мышления, путем отвлечения от специфических особенностей, присущих тем или иным субъектам, и концентрации мысли на существенных для этого явления связях и закономерностях.
цель работы – рассмотреть формирование умений устанавливать аналогии и относить к известным понятиям объект природы у младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!