Формирование стратегии социально-экономического развития региона | Пример курсовой работы

Формирование стратегии социально-экономического развития региона

Цель исследования – показать важность и эффективность реализации региональных программ развития.

Социально-экономическое развитие – это одна из основных задач политики российских регионов, в процессе осуществления которой специалисты могут изучать достоверную и полную информацию как в разрезе отдельных регионов, так и по государству в целом. Благодаря эффективному осуществлению данных мероприятий правительство сможет оперативно среагировать на выявленные несоответствия.
При проведении анализа множества подходов, которые позволяют оценить социально-экономическое развитие территориальной единицы, можно понять об отсутствии сегодня единой методики, которая может быть признана универсальной. Это связано, прежде всего, с наличием большого количества параметров, затрудняющих соответствующий анализ. Кроме этого, некоторые исследования нельзя отнести к комплексным, и поэтому они не отображают настоящее экономическое состояние.
Социально-экономическое развитие территориальных единиц целесообразно анализировать, начиная с выявления факторов, которые имеют наибольшее влияние на указанный показатель. Специалисты данной отрасли знаний утверждают, что к таким факторам следует отнести финансовый, производственный, демографический, инновационный и человеческий потенциалы.
На основании перечисленных потенциалов появляется возможность сформулировать основные показатели социально-экономического развития.
Так, финансовый потенциал оценивается посредством расчета таких показателей, как дефицит или профицит бюджета, объем бюджетных средств на каждого жителя, депозиты или вклады как юридических, так и физических лиц, инвестиции на душу населения в основной капитал.
Инновационный потенциал характеризуется внутренними затратами на исследования, численностью малых предприятий на каждую тысячу населения, долей фермерского хозяйства в зерновом производстве, степенью активности инновационной направленности предпринимательского сектора и т.п.
У других потенциалов также существуют характерные только им показатели. Социально-экономическое развитие имеет свою направленность, которая определяется конкретной целью. При положительной направленности можно сказать о прогрессе, в противном случае – о деградации или регрессе.
Социально-экономическое развитие может включать следующие аспекты [31, с.112]:
– производственный рост и увеличение доходов;
– изменения в различных слоях общества;
– перемены в привычках, традициях и общественном сознании.
Благодаря наличию данных аспектов развитие региона должно рассматриваться как совокупность разнообразных экономических и социальных целей.
В рыночных условиях государство обеспечивает организацию экономического порядка. Оно выступает в качестве субъекта, ответственного за установление правил, и гаранта их соблюдения. Переход к современной рыночной системе сопряжен с решением проблемы выбора между достижимостью цели и скоростью выполнения соответствующих задач. Ключевые направления процесса определяет стратегия социально-экономического развития Российской Федерации.
Стратегия социально-экономического развития России представляет собой систему мероприятий, которые ориентированы на достижение долгосрочных целей. При этом учитывается вклад всех субъектов страны в решение задач. В основу стратегии социально-экономического развития закладываются высокие, достойные государства, но вместе с этим достижимые цели. Эта программа ориентирована на превращение РФ в динамичную державу с соответствующей интенсивностью труда и деловой инициативой, последовательной и разумной деятельностью правительства.
Стратегия социально-экономического развития региона предполагает всестороннюю оценку состояния дел. Она составляется как по объективным, так и субъективным показателям. К первым, в частности, относят макроэкономические условия, позицию региона в общем разделении труда, отраслевую структуру, географическое положение, наличие природных ресурсов и пр. Субъективными факторами в первую очередь выступают методы управления. Проведенные в последние годы реформы показали, что регионы, применяющие прогрессивные подходы в администрировании, намного меньше подвергаются кризисным тенденциям. В сложной ситуации, в процессе выхода из кризиса относительным преимуществом обладают те субъекты, которые использовали адекватные инструменты и методы управления.
В качестве важнейших прямых регуляторов экономических процессов, происходящих на территории страны, выступают федеральные и региональные целевые программы. Они представляют собой согласованный, увязанный по срокам, ресурсам и исполнителям, комплекс проектных, научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных и прочих мероприятий, осуществляемых при поддержке государства.
Региональные целевые программы используются как инструмент непосредственного воздействия государства на рыночную экономику в пределах конкретной территории. Такой метод управления выступает в качестве одного из важнейших средств влияния на проблемные местности: осваиваемые, депрессивные. Вместе с этим региональные целевые программы России успешно внедряются и на относительно обеспеченных территориях. И в том, и в другом случае обеспечивается решение как текущих, так и предстоящих задач.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Покачи до 2020 года и на период 2030 года (далее – Стратегия города), планирование расходов бюджета города осуществляется в составе программ города (далее – программы).
В 2015 году доля расходов бюджета города Покачи на реализацию программных мероприятий 75,46%, 2014 году – 80,75%, в 2013 году – 56,96%, в 2012 году – 26,99%.
В 2015 году реализовано 24 программы (1 – ведомственная целевая программа, 23- муниципальные программы).
Во всех действующих программах, мероприятия программ соответствуют их задачам и целям.
Оценка эффективности программ осуществлялась в соответствии с постановлением администрации города Покачи от 15.08.2013 № 982 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ и Порядка проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальной и ведомственной целевой программы», на основе годовых отчетов о ходе их реализации, утвержденных постановлениями администрации города Покачи.
Из 146 целевых показателей достижение по 130 показателям уровень исполнения составляет 100% и выше, по 16 показателям менее 100%.
В целом показатели реализации программ достигнуты (средний уровень исполнения показателей составляет 105,43 % что на 23,72 % выше аналогичного периода прошлого года (за 2014 год – 81,71%).
Также хочется отметить, что в соответствии с рекомендациями Думы города, утвержденными Решением Думы города Покачи от 26.11.2015 № 40 «О реализации «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Покачи до 2020 года и период 2030 года», с января этого года уже завершается работа по актуализации программ в части соответствия целям и задачам Стратегии, а также изменения целевых показателей, по которым проводится анализ эффективности реализации Стратегии города.
Цель исследования – показать важность и эффективность реализации региональных программ развития.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять − 3 =