Формирование профессионализма педагога

Основная цель образования и воспитания выражается в подготовке ребенка, как индивида к выполнению определенных социальных ролей, гарантирующих общение, сохранение общества. В данном случае главным фактором в формировании личности ребенка выступает привитие ряда основополагающих ценностей и качеств.
Грамотная педагогическая работа подразумевает полную адаптацию ребенка к жизни. Здесь выделяют четыре главных вида адаптации человека:
— биологическая адаптация;
— физиологическая;
— психологическая адаптация;
— социальная. [15]
Было выявлено, что развитие личности ребенка наиболее явно происходит в школьном возрасте. Образцом этому служит большое число открытий, созданий интересных, увлекательных, необыкновенных творческих работ. Чаще всего основы социализации закладываются через творчество.
Энергичному развитию школьного творчества могут помочь различные виды продуктивной деятельности, предустановленные основной общеобразовательной программой школьного образования: проектирование, моделирование, рисование, техническое и художественное конструирование и многое другое.
По В.В. Краевскому, основными принципами педагогической работы со школьниками среднего и старшего возраста являются:
— приучение к труду;
-привитие навыков самостоятельной деятельности;
-организация дисциплины ребенка;
-приобретение навыков работы в коллективе. [41]
При всем многообразии характеристик личности современного человека приоритетным становится формирование конструктивных форм поведения с целью развития и воспитания здоровой социально-активной личности. Данная характеристика не является врожденной, она формируется и развивается у человека, начиная с раннего детства.
Ввиду резкого скачка технологического и информационного прогресса, повсеместной урбанизации, влияния стресса и других внешних факторов семья как социальный институт, имеющий возможность дать трудовое воспитание ребенку в последнее время не всегда имеет возможность справляться с данной задачей самостоятельно. Эту роль перенимают образовательные организации. В своей работе они обязаны осознавать и учитывать значимость трудового воспитания в общем образовательном процессе.
Формирование у ребенка конструктивных форм поведения, в свою очередь, оказывает влияние на другие стороны личности, развивает в нем отзывчивость, совестливость, честность, сострадательность и т.д. Все эти качества делают человека человеком. На этом фоне особую ценность приобретает трудовое воспитание.
По мнению А.М. Бандурко, существует еще одно очень важное понятие, которое называется трудовой компетентностью личности. Трудовая компетентность является совокупностью готовности и способности к индивидуальному и коллективному труду, которая позволяет со всей активностью и ответственностью реализовывать весь комплекс трудовых возможностей гражданина, существующих в демократическом обществе. [3]
В процессе трудовой деятельности детей, считал А.М. Бандурко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям труда и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить образование и в то же время овладеть трудовыми навыками, а также навыками самоорганизации.
Еще А.С. Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Он говорил: «Идея беззаботного детства чужда нашему обществу и может принести большой вред будущему. Гражданином может быть только трудящийся, в этом его честь, его радость и человеческое достоинство». [15]
Педагоги должны понимать, что каждый труд должен быть творческим, научить творческому труду — особая задача воспитания. Педагогам необходимо в трудовом усилии воспитывать не только рабочую подготовку детей, но и правильное отношение ребенка к другим людям. Также стоит осознавать, что в процессе трудового воспитания главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии ребенка.
На основании изученных подходов к классификации принципов профессиональной деятельности можно сформировать единый перечень принципов, характерный в общем для профессиональной педагогической деятельности:
— личностный подход к воспитанию и обучению;
— формирование нестандартного мышления за счет применения новейших педагогических технологий;
-деятельностная парадигма в образовательном процессе, выражающаяся в самостоятельной учебной и трудовой деятельности;
— социальная адаптация за счет индивидуальной и коллективной работы;
— развитие творческой составляющей личности ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная педагогическая деятельность обладает целым рядом, отражающих личностную, практическую, деятельностную составляющие современного образовательного процесса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ