Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста | Пример курсовой работы

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста

Цель исследования: рассмотреть особенности формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста.

В подведомственных дошкольных учреждениях был проведен углубленный медосмотр 8814 детей. Отставание в физическом развитии выявлено у 205 (2,34 %) детей, нарушение осанки у 324 (3,67 %) дошкольников. В детском саду коррекционного вида были дети с различными отклонениями в состоянии здоровья. Оценивалось физическое развитие детей подготовительной группы методами наружного осмотра и антропометрических измерений. При наружном осмотре оценивались осанка, формы костного скелета: грудная клетка, спина, живот, нижние конечности, состояние мускулатуры, кожных покровов и жироотложения. У четырех детей подготовительной группы выявлены нарушения осанки. У трех детей была сутуловатость и у одного ребенка – сколиоз грудного отдела позвоночника. У других детей были изменения формы спины: круглая, плоская.
В школьном возрасте уже наблюдается на много больше детей с нарушением осанки.
Нарушения осанки у детей вызваны слабым физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки, а не следствием обменных заболеваний или ортопедической патологии. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Поэтому при составлении комплексов лечебной гимнастики и физкультурного занятия в них включаются общеразвивающие упражнения и упражнения корригирующего характера.
При неправильной осанке человек ходит, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Позвоночник человека с неправильной осанкой выглядит несимметрично, лопатки находятся на разной высоте. Может возникнуть асимметрия в области талии и трудности при наклонах.
Искривление осанки вызывает боль в груди, спине, быструю утомляемость, слабость, плохо влияет на работу внутренних органов. Человек может жаловаться на боль в стопах при ходьбе, чаще простужается, у него возникают явные искривления позвоночника, отличается длина ног в позе лёжа на животе [11].
Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок и мышц. Отклонение позвоночника в сторону — сколиоз. В передне-заднем направлении — сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина.
Нарушение осанки может появиться в результате профессиональной деятельности человека, связанной с длительным нахождением в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при нарушении осанки тяга мышц становится неравномерной, что приводит к ещё большему искривлению позвоночника.
Нарушение осанки не является заболеванием, но приводит к серьезной патологии. На его фоне снижается подвижность грудной клетки, ухудшается амортизационная функция позвоночника, нарушается деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Основой формирования личности является именно полноценное физическое развитие и здоровье человека. Огромное влияние на работоспособность человека, его настроение и самочувствие оказывает состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата в школьном возрасте является нарушение осанки и появление плоскостопия. Число детей с признаками заболеваниями опорно-двигательного аппарата возрастает, и они соответственно составляют основной процент, так называемых школьников с признаками нарушения здоровья.
Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но также и влияет (отрицательно или положительно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем тела человека. Неправильная осанка однозначно затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, при этом повышается утомляемость, снижается обмен веществ, уменьшается жизненная емкость легких, появляются головные боли.
Основной задачей при воспитании у детей младшего школьного возраста правильной осанки является укрепление их мускулатуры, связок и костей. Среди различных средств реабилитации детей с нарушениям осанки самым главным средством коррекции является лечебная физическая культура (ЛФК), так как только с помощью неё создать можно хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и соответственно брюшной пресс, создадут постепенно мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве.
Физические упражнения оказывают огромное влияние на опорно двигательный аппарат детей и нацелены на укрепление мышц, связок, сухожилий, на формирование правильной осанки.
Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета, в младшем школьном возрасте. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие – крайнее проявление такой неправильной нагрузки.
Следствием плоскостопия являются заболевания связанные с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и других систем организма – искривление позвоночника, быстрая утомляемость в следствии мышечных зажимов и т.д.
Младший школьный возраст – это период максимальных темпов роста организма и отдельных его частей, увеличения функциональных резервов, а также гормональной перестройкой.
Физические упражнения всесторонне действуют на организм. Таким образом, под влиянием физических упражнений происходят огромные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на долгий покой, то они начинают становиться слабыми и уменьшаются соответственно в объеме.
Раннее выявление и коррекция нарушений осанки в детском возрасте приносит более заметные успехи при выполнении комплекса физических упражнений. Занятия физическими упражнениями значительно улучшают осанку, повышают физическую активность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям.
Таким образом, регулярные занятия, подкрепленные сильными мотивациями и постоянный самоконтроль за осанкой, создают очаг возбуждения в зоне двигательного анализатора, который по закону отрицательной индукции способен подавить очаг застойного, патологического возбуждения в коре головного мозга, что и приводит к формированию правильной осанки и нового двигательного стереотипа.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!