Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе изучения природы России в курсе "Окружающий | Пример курсовой работы

Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе изучения природы России в курсе “Окружающий

Цель исследования – особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в ходе изучения природы России в курсе «Окружающий мир».

Научно доказано, что человек вообще может сконцентрированно фокусировать внимание на предмете в течение довольно короткого времени – около 10 минут. Это обусловливает необходимость введения в образовательный процесс пауз и рефлексий. Дети 5–8 лет интенсивно, без перерывов, могут учиться не более 5–7 минут. После этого обязательно должна быть сделана пауза. И этот период фазы рассеянного внимания (не менее 2–5 минут) должен быть организован по-разному: ученик может поразмышлять в одиночку, обсудить учебный опыт в парах и группах, записать что-либо или поучаствовать в специально организованной деятельности (игровой и изобразительной) [3; 7].
Благодаря научным исследованиям известно, что основная функция внимания – обеспечение выживания человека – осуществляется при помощи химических веществ-медиаторов, тех же, которые выделяются при угрозе и стрессе: кортизона и вазопрезина. Поскольку эти вещества возбуждают архаичные зоны головного мозга (то есть включают древнейшие программы реакции человека на опасность – «стой – замри» или «беги и кричи»), организацию включения и сосредоточения внимания детей следует осуществлять аккуратно и бесконфликтно, без крика и нагнетания негатива. Поэтому если необходимо добиться от учащихся внимания для творческой работы и творческих достижений, то следует избегать стрессовых ситуаций и ситуаций, провоцирующих страх [7].
Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО второго поколения поставили задачу обеспечить преемственность в формировании универсальных учебных действий (УУД), направленных на овладение школьниками учебным материалом на основе его понимания, смысловой обработки.
Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем).
Выполнение сформулированных выше дидактических условий организации и осуществления образовательной деятельности в начальной школе позволит повысить у младших школьников уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий постановки и решения проблемы, и, следовательно, успешно решить главную задачу начального образования.
Важную роль в развитии и формировании познавательных УУД играет самостоятельная работа. Для неё можно подобрать материал, который не включает в себя совершенно новых и сложных правил. Чтобы все с ней справлялись, можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, применить последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Можно применять обучающие самостоятельные работы. Можно практиковать начало урока не с объяснения нового материала, а с самостоятельной работы.
В процессе обучения, поисковая деятельность является одним из доступных видов деятельности школьников. Данная форма деятельности детей при педагогически ценной ее организации сопутствует познавательному интересу, т.к. ребенок, выполняя творческую работу, самостоятельно вынужден оперировать приобретенными умениями, знаниями, навыками. А также совершать ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и тем самым ребенок поднимается на новый более высокий уровень познания, укрепляя при этом самостоятельность, познавательную активность к учению.
Как показывает дидактический опыт, после успешного проектирования и реализации наблюдений за объектами, процессами и явлениями природы учителю начальной школы можно приступать с учащимися к осуществлению более сложных учебных исследований – постановке и проведению опытов и экспериментов на базе пришкольных участков.
О начале формирования у младших школьников целостного научного взгляда на окружающую природную среду можно утверждать после того, как они начинают в большинстве своем понимать смысл нижеследующих общих утверждений:
– мир природы существует, развивается и познается человеком;
– окружающий людей мир не является постоянным, а изменяющимся;
– объекты, процессы и явления природы взаимосвязаны и представляет собой единое целое.
Таким образом, анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что одни из наиболее доступных и дидактически эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе – наблюдение и эксперимент, проектируемые и реализуемые в начальной школе целенаправленно, систематически и регулярно, служат основой современного естествознания, изучаемого в старших классах средних общеобразовательных школ и на всех курсах высших учебных заведений естественно-математического и технического профиля.
Цель исследования – особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в ходе изучения природы России в курсе «Окружающий мир».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!