Формирование понятий на уроках истории | Пример курсовой работы

Формирование понятий на уроках истории

Цель курсовой работы: охарактеризовать процесс формирования понятий с историческими источниками у учащихся основной школы на уроках истории.

Использование альтернатив. Альтернатива – необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями, понятиями. Так, при изучении темы «Новые идейно-политические явления» в 7 классе, может быть дано следующее задание: найти термин – антоним: эволюция(революция),либерализм(консерватизм), реформация(контрреформация),монархия(республика…) и т.п.
При формировании понятийного аппарата используются игровые моменты, ролевые и деловые игры. Как известно именно в игре лучше идет усвоение нового материала. Например, игра “Переводчик”.
Трудностью в усвоении различных понятий является сложность научного языка. В данной игре детям предлагается сказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с “научного” языка на “доступный”. Например: “Социальные реформы способствуют общественному прогрессу» – «Постепенные ненасильственные преобразования способствуют развитию общества, движению вперед».
Подготовка любого урока требует от учителя детального обдумывания не только основного содержания объяснения нового материала, но и правильного использования методических приемов в структуре урока. Можно вести работу с понятиями перед объяснением нового материала, по ходу урока заострять внимание учащихся на терминологии, термины давать перед этапом закрепления. Каждый учитель сам решает, когда и как применить различные формы и методы работы [11, 76c].
Таким образом, работа по формированию понятийного аппарата учащихся должна учитывать многие факторы: возраст, специфику класса, тип, форму урока и другие.
На современном этапе сегодня педагогическая наука переживает переломный этап своего развития. Перестройка коснулась и исторического образования. Ведется интенсивный поиск методических решений на основе личностной парадигмы и технологического подхода в обучении.
В этой связи определенной перестройки требует основа исторического обучения – работа с историческими источниками в силу того, что источник является живым свидетельством и отражает для учащегося связь с тем далеким временем, которое он изучает. Ее развитие строится с учетом используемых общеобразовательных технологий.
Наиболее известной является традиционная парадигма работы, в содержание которой вводятся технологии воспроизводящего и преобразующего уровня. Эти технологии являются наиболее часто используемыми в организации работы с источниками в процессе урока, причем преобразующий уровень рассматривается как развитие воспроизводящего уровня.
В работах, используемых нами при анализе авторов, нашло активное отражение многообразие самых разнообразных методов работы с источниками.
Цель, поставленная нами в процессе исследования, была достигнута полностью:
во – первых сделали вывод, что умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики;
во – вторых, обнаружили, что в науке существует огромное количество характеристик умений;
в – третьих, обозначили этапы формирования умений в основной школе, вытекающие из психологических закономерностей усвоения;
в – четвертых, то, что историческим источником является – всё созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры;
в – пятых, рассмотрели методику работы с историческими источниками и сделали вывод, что в современной науке существует ряд методик работы с историческими источниками, и все они являются приемлемыми для общеобразовательной школы;
в – шестых, выяснили, что существует ряд различных методик по формированию предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческим источником.
И поэтому современному учителю истории, нужно активно включать в свою педагогическую работу различные исторические источники. И формировать у учащихся предметно-исторические умения, путем обучения методикой работы с историческими источниками. Ведь умение понимание исторический источник – это залог успешной личности сегодня, способной трезво оценивать тот или иной момент исторической эпохи.
А значит, мы считаем доказанным тот факт, что в работе с историческими источниками происходит активное формирование личности подростка, способного логически мыслить, умеющего самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Сформировавшиеся умения, в свою очередь, активно помогают учащимся в их познавательной деятельности, и переводят их на более новый этап изучения истории.
Цель курсовой работы: охарактеризовать процесс формирования понятий с историческими источниками у учащихся основной школы на уроках истории.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!