формирование орфографической зоркости у первоклассников на уроках русского языка | Пример курсовой работы

формирование орфографической зоркости у первоклассников на уроках русского языка

Целью исследования является: изучение формирования орфографической зоркости у первоклассников.

Принято считать, что процесс становления базовых структур образа мира происходит у каждого человека, вне зависимости от того, способствуют этому или нет, происходит это стихийно, как незаменимая человеческая потребность, которая внезапно возникает и развивается. Этот процесс в ходе детского развития в такой степени сложен и индивидуален, что без поддержки взрослого у ребенка сформированный образ мира не может быть завершенным.
В младшем школьном возрасте на первый план выступает предметно-практическая и познавательная деятельность, которая реализуется в виде ведущей в этом возрасте деятельности. На базе этого формируется познавательная активность ребенка. В концепции Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития, при изучении социальной природы деятельности и психики ребенка, социального характера его взаимоотношений с другими людьми. Данная деятельность формируется в системе «ребенок в обществе», подсистемами которой являются «ребенок-взрослый» и «ребенок-вещь», а точнее «ребенок – общественный предмет», где происходит возникновение операционально-технической области личности. В младшем школьном возрасте данная сторона развивается наиболее активно [2].
Д.И. Фельдштейн отмечает, что развитие новообразований, как произвольность психических процессов, рефлексия на собственные действия и поведение, находятся в другой плоскости, в деятельности по усвоению норм взаимоотношений, потому как рефлексия, направленность учебной деятельности на себя вызывает потребность в развертывании новых отношений. Строгость требований к ребенку в период начального школьного образования, поручает ответственность за самого себя, за выполнение домашних уроков, и необходимость в построении собственного режима дня.
Многими психологами отмечается, что важнейшее новообразование младшего школьного возраста это произвольность, которая принимается как качество психических процессов, связанное с формированием свойств внимания, которые обеспечивают продуктивное обучение и протекание любой психической деятельности.
Способности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые объекты служит предпосылкой для создания целенаправленного произвольного наблюдения, устремленного на выделение пространственно-временных признаков объектов под контролем преподавателя с опорой на сформировавшиеся представления. Л.С. Выготский полагал, что именно младший школьный возраст сенситивен для развития понятийного мышления, потому как обучение в школе выводит мышление в центр сознательной деятельности ребенка. По этому поводу он написал: «сознательность и произвольность входят через ворота научных понятий» [14].
В данном возрасте дети психологически готовы к усвоению знаниями, у них отмечается большой познавательный интерес. Между мотивами, определяющих положительное отношение к учебе, младшие школьники выделяют следующие, «хочу открывать новое», «хочу много знать», «хочу научиться решать трудные задачи». Умственная деятельность младших школьников внешне показывается в поведении, что проявляется в готовности отвечать на вопросы педагога, и указывает на их активность к психолого-педагогическим воздействиям.
Тем не менее, ученики младших классов придерживаются достижения конечного результата своей учебной деятельности. Ход достижения результата они не осознают, не могут поделиться им, дать оценку. При переходе из младших классов в средние, где сложность и объем знаний заметно возрастает, требования к овладению ими меняются, возникает предметная система обучения, проявляется снижение уровня успеваемости, ослабление интереса к учению. Следовательно, в начальных классах нужно создавать предпосылки, которые поспособствуют облегчению данного перехода.
Подводя, можно сделать вывод о том, что в первом классе ребенок открывает значение новой социальной позиции, то есть позиции школьника, которая связана с выполнением учебной работы.
Итак, проблема развития орфографической грамотности учащихся волновала родителей, методистов, учителей все время. Не менее актуальной эта проблема остается и в наше время, так как, несмотря на большие усилия педагогов, грамотность письменной речи их детей остается в целом достаточно низкой. Об этом показывают многочисленные ошибки в письменных работах учеников, студентов, абитуриентов.
Конечно же, не будет выходом то, что работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в структуре обучения русскому языку и предоставлять ей ведущее место в процессе обучения. Выход, как кажется, следует искать в улучшении методики обучения правописанию, не только в реализации более эффективных приемов занятий, но прежде всего в усилении той базы, на которую основывается эта работа.
Анализ учебно-методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития орфографической зоркости у первоклассников помог сделать вывод о завышенных требованиях, предъявляемых к формированию орфографической зоркости и об отсутствии необходимого к ней внимания в учебной практике.
Программа обучения орфографии для первоклассников не совершенна: в ней почти не предусмотрено специальное обучение, которое направлено на развитие орфографической зоркости.
Целью исследования является: изучение формирования орфографической зоркости у первоклассников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!