« Формирование нравственной культуры обучающихся в современной школе»

Цели и задачи

Цель исследования: концептуальное обоснование и разработка методики формирования нравственной культуры воспитания у учащихся-подростков в учебно-воспитательном процессе.

Введение и актуальность


Представления, ощущения либо идеи, вступающие в разногласие с иными понятиями, эмоциями либо мыслями индивидуума, приводит к дегармонизации личности, к ситуации эмоционального дискомфорта. Ощущая необходимость в достижении внутренней гармонии, человек готов совершать разнообразные действия, какие содействовали бы возобновлению утраченного баланса.
Характерной особенностью этого этапа считается то, что человек зачастую не желает видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, отвергает информацию, несопоставимую с сформировавшимися понятиями, в том числе и о себе, т. е. выражает защиту от вероятно тревожной данных [1,c.104-106].
Детям подросткового года характерно применение разных эмоциональных защит. Многие из них применяются детьми больше иных, к примеру, проекция, общепсихологический смысл каковой объединяется к ослаблению насыщенности негативных чувств, образующихся при взаимоотношении с окружающими.
Исследование сути и отличительных черт высоконравственной культуры подростков нельзя в отсутствии рассмотрения системы ценностей подростков.
По общему признанию ценностные ориентации предполагают собою одну из основных характеристик личности и тем самым проявляет значительное воздействие на все стороны жизнедеятельности. Принято рассматривать, что ценностные ориентации отображают подход человека к находящемуся вокруг обществу и обозначивают в свойстве метода дифференциации объектов по степени их индивидуальной важности [28, с.89].
Психолого – преподавательский навык демонстрирует, то что подростковому году относится особенная роль в создании ценностей и ценностных ориентаций, так как формирующиеся у молодых людей теоретическое мышление открывает перед нами новейшие возможности [38,с. 98].
По мнению французского специалиста по психологии Ж. Пиаже, школьник приобретает умение анализировать не только лишь о реально существующих объектах и явлениях, однако и потенциально вероятных, предположительных. Помимо этого, значительно расширяется его общественный опыт, какой дает материалы с целью рассмотрения ценностей и его дальнейшего обобщения.
Следует кроме того выделить, то что развитие ценностных ориентаций – это продолжительный и непростой ход, происходящий под влиянием прямого социального общества и общих социальных обстоятельств. Подобным образом, ценностные ориентации отдельной личности предполагают собою своеобразное сочетание социальных ценностей, какие человек усваивает из общественного сознания.
Также следует отметить определенную возрастную динамику в преобладающем воздействии различных источников на значения подростка.
Младший подросток ориентируется в основном на значения, представляемые группой ровесников. При данном ценности, предлагаемые семьей, отторгаться. В среднем подростковом году доминирующее воздействие начинают проявлять ценности сообщества в целом, транслируемые через средства массовой данных. В данное время подросток принимается изучать культурные значения собственного народа: литературу, музыку, драмтеатр и др. Перед старшим подростком стоит трудность самоопределения, по этой причине он должен не только лишь создавать для себя собственные ценности, однако и реализовывать их практическую реализацию в свою жизнедеятельность [38,с. 99].
Система ценностей подростка, пребывающая ещё в ходе собственного развития, считается относительно беспорядочной и шаткой.
Наиболее трудными для понимания считаются ценности отношения, т.е. отношение человека к тем нюансам собственной судьбы, какие хотелось бы, однако нельзя поменять.
Очень немаловажно, для того чтобы в подростковом году сложились в этой либо другой форме духовные значения и в соответствии с этим внутренние необходимости. Следует, чтобы подросток понятно осознавал разнообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в согласовании с тем либо иным человеческим сценарием.
Таким образом, все вышеупомянутое выражает только нужные ценности у сегодняшних подростков. Относительно выделяют ряд групп ценностей:
•Жизнь. Состояние здоровья. Природа;
•Любовь и семья;
•Эротика. Секс;
•Образование и уровень культуры;
•Труд. Карьера. Собственность;
•Идеология.
Проанализируем приоритет группы ценностей, символично названных Жизнь. Здоровье. Природа. Опросы демонстрируют, то что по ясным обстоятельствам они постоянно опережают все другие. Совместно с тем нищета, увеличение преступности, снижение продолжительность существования, плохое мед обслуживание, увеличение потребления спиртного и наркотиков, кризис физической культуры и спорта демонстрируют настоящее снижение ценностей жизни и здоровья.
И в группе ценностей Любовь и семья. Эротика. Секс положение противоречиво. Соответственно опросам, прочная, дружная, базирующаяся на любви семья по-прежнему ценится. Однако влияние средств массовой информации произвело половую мораль крайне независимой, и мы в настоящее время пребываем на последнем этапе уже давно изученной Западом сексуальной революции.
В группе ценностей Образование и культура. Досуг замечается увеличение ценности образования по сопоставлению с её внезапным падением в истоке и середине 1990-х годов. Однако финансовые трудности вынуждают реже мыслить об учебе, нежели о деньгах (при обстоятельстве, безусловно, то что объединить то и иное не получается).
Как благоприятный момент возможно выделить только лишь возникновение крайне доступных видов вспомогательного образования, какие замыкаются с досугом.
Структура досуга стала в настоящее время значительно другой, нежели она была в советские и даже в первоначальные постсоветские года. Данные перемены шли одновременно и в том же течении, что и в сфере культуры. Снизилась ценность литературы, упор в чтении сместился с классики в выгоду легкого, развлекательного «чтива» с доминированием детективов, «бытовухи» с множеством насилия, секса и ненормативной лексики. У многих состоятельных подростков, все более увеличивается тяга к азартным игра и посещению различного рода кафе, малодоступных для многих детей.
В ценностной группе Труд. Карьера. Собственность произошли, безусловно, наиболее главнейшие перемены. Разными орудиями и небезуспешно пропагандируется культ богатства с соответствующим рузультатом: в соответствии с опросам, увеличивается количество молодых людей, какие ради денег готовы на все без исключения, так как «все продается и все покупается». Как ранее подмечалось, главной характеристикой привлекательного труда считаются деньги.
Положительным в указанной группе ценностей считается то, что увеличивается количество детей, планирующих собственное будущее.
Идеология – заключительная категория ценностей. Под идеологией мы будем осознавать набор ценностей, делимых обществом либо довольно крупными группами людей. Главное изменение в идейном плане – принятие рыночных ценностей уже довольно многочисленными (прежде всего юными) людьми. Принятие данных ценностей без и до формирования адекватной цивилизованной рыночной сферы.

Заключение и вывод


Воспитание школьников в условиях социально политической и экономической нестабильности, реформирования системы образования – чрезвычайно сложное и тонкое дело. Положение усугубляет отсутствие ясных оптимистических общественных целей и перспектив, размытость ценностных ориентации, противоречивость разрабатываемых концепций и программ воспитания, а нередко нравственно и политически разлагающее влияние на подростков средств массовой информации.
Воспитание подростков - самая главная задача школы, поскольку представляет собой ярко выраженную элитную часть будущего, будущий интеллектуальный багаж, социальный потенциал общества и нации. Поэтому обучение в школе становится средством развития творческого потенциала нравственно ответственной, социально зрелой личности.
Школьные годы - это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности, профессиональная подготовка будущих специалистов. Это сензитивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей. В вузе происходит процесс формирования общей культуры, нравственной, правовой, эстетической и т.д. Преподаватели должны хорошо представлять себе особенности и возможности данного периода в жизни студентов, в их профессиональном и гражданском становлении, а также свою роль в этих процессах.
Нравственная культура личности - это многоаспектное явление, ее компоненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечеловеческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла.
Неотъемлемыми элементами культуры нравственного сознания является богатство этических знаний, наличие представлений и понятий о нравственных принципах и нормах, моральных ценностях, умение пользоваться этическими знаниями при определении гуманности и негуманности, при моральном выборе. Культура нравственных чувств органически связана с культурой нравственного сознания, с приятными эмоциями, являющимися следствием проявления моральных ценностей во всех возможных ситуациях, непримиримость к аморальным поступкам. Культура нравственного поведения включает умение выбирать адекватную этическому мышлению позицию; осуществлять моральное решение; соблюдать единство моральных суждений и морального поведения; превращать правила этики во внутреннюю потребность личности.
Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей.
Все вышесказанное дает нам основание рассматривать нравственную культуру личности как основную, сущностную характеристику человеческой культуры. Деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности. Таким образом, можно утверждать, что нравственная культура личности - комплексно-интегральная характеристика личности, предполагающая целостное формирование в деятельности трех компонентов: культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения. Раскрытие нравственной культуры личности как педагогического явления позволяет нам определить понятие нравственной культуры студента.
Нравственная культура школьника обладает всеми признаками нравственной культуры современного типа личности с учетом возрастных особенностей и вида деятельности. Это интегральное качество личности, представленное единством когнитивного, эмоционального и конативного компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную деятельность и творческую самореализацию. Она представляет собой сложное структурное образование, которое базируется на мотивационном отношении специалиста к деятельности.
Данные нашего исследования указали на недостаточный уровень сфрмированности нравственной культуры школьников. У подростков присутствует прагматично-утилитарное представление о моральных нормах, что идет в разрез с социальной практикой и свидетельствует о необходимости этического просвещения в школе. Хотя наши школьные годы остаются в целом верным гуманистическим представлениям, высоконравственным качествам личности, но данные статистики говорят и о недостаточном уровне сформированности этих качеств. Такие составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п. заметно потеряли в своем значении, уступив самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом это позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал, поэтому учебно-воспитательный процесс следует направить на развитие и совершенствование потребностей подростков в познании, в творческом труде, активности и самостоятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ