«Формирование навыка чтения в начальной школе

На этапе автоматизации техника чтения уже доведена до автоматизма и не осознается учащимся. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя [3].
Таким образом, навык чтения – это сложное, комплексное умение. Во-первых, это умение понимать содержание читаемого текста; во-вторых, это правильность чтения – умение читать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и т.д.; в-третьих, это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста; в-четвертых, это способ чтения, темп чтения (побуквенное, отрывистое, слоговое, плавное чтение, слоговое с прочтением сразу целых слов, чтение целыми словами и группами слов).

1.2. Возрастные особенности формирования навыка чтения у младших школьников
В отечественной и зарубежной научной литературе изучению вопроса формирования навыка чтения уделено большое внимание:
— в психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.),
— в нейропсихологии (А.К. Венедиктова, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.),
— в психофизиологии (А.П. Бизюк, Н.И. Жинкин),
— в педагогике (А.К. Аксенова, Н.Н. Светловская и др.),
— в логопедии (Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев) и т.д.
Интерес большого корпуса исследователей к проблеме формирования навыка чтения обусловлен огромной ролью чтения в образовании, воспитании и развитии человека. Наличие недостатков чтения негативно отражается на изучении ребенком всех школьных предметов.
С точки зрения психологии, чтение – это сложный психофизиологический процесс, в акте которого принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы [14].
В психологических научных исследованиях отмечается также, что для овладения навыком чтения ребенку необходимо:
— тонко различать звуки в произносимых словах;
— уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге;
— научиться воспринимать каждую букву и воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»;
— видеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменять произношение нужного звука;
— все буквы в слове произносить слитно как целый звуковой комплекс;
— понимать получившуюся комбинацию звуков как обозначение какого-либо знакомого ребенку предмета, действия, признака [5].
Для правильного овладения навыком чтения у ребенка должны быть хорошо развиты когнитивные процессы (память, внимание, мышление, воображение) и речь. Кроме того, для совершения акта осознанного чтения необходима целостная деятельность мозга ребенка: высоко координированная аналитическая деятельность височных, затылочных и нижне-лобных отделов обоих полушарий с дифференцированным участием речевых центров левого полушария (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова).
По мнению Р.И. Лалаевой, для успешного овладения навыком чтения необходима сформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти [13].
Как считает Т.Ю. Губарева, для овладения смысловым компонентом чтения необходимо:
— достаточный уровень интеллектуального развития;
— способность к логическому суждению;
— адекватное психическое состояние ребенка, развитие высших психических функций согласно возрастным особенностям [21].
Общеизвестно, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии, в том числе, и в овладении чтением. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом, который соответствует периоду обучения грамоте. На синтетическом этапе ребенок начинает читать целыми словами, что обычно происходит на второй год обучения в начальных классах. К 9-10 годам навык чтения автоматизируется, так как оказываются сформированными произвольное внимание и произвольная регуляция деятельности. Таким образом, этапы формирования навыка чтения младший школьник проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются они в среднем три-четыре года.
Самое благоприятное (сензитивное) время для обучения детей чтению – 6 лет. К этому возрасту у ребенка уже в достаточной степени развились те свойства, которые способствуют формированию навыка чтения: объем и переключение внимания, память, произвольность поведения.
Однако формирование навыка чтения происходит не у всех детей одинаково быстро, поэтому для эффективного его формирования необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий: Чтобы ребенок захотел читать, он должен понять, что это необходимо. В классе, дома должны быть красочные, привлекающие внимание книги. Тогда такое желание возникнет быстрее.
Для отработки навыка чтения необязательно сидеть за столом, так как для ребенка это скучно и утомительно.
Можно совместить игру с реальностью. Например, на настоящем почтовом отделении предложить ребенку прочитать или написать телеграмму.
Нельзя заучивать наизусть тексты, заданные для чтения дома. Для хорошего прочтения достаточно двух раз.
Ребенку необходимо предлагать для чтения книжку с коротенькими текстами, чтобы он за один раз мог прочитать текст целиком.
Полезно выполнять интересные задания из детских журналов, разгадывать ребусы, шарады, кроссворды.
Длинные тексты необходимо читать вместе с ребенком: один абзац читает ребенок, другой – родитель. После чтения необходимо спросить, все ли понял ребенок.
Нельзя торопить ребенка, читать с ним на скорость.
Если в тексте встречаются незнакомые слова, необходимо вместе с ребенком обратиться к словарю.
Если у ребенка наблюдаются трудности прочтения сложных слов, перестановка слогов, замена букв, то необходимо обратиться к логопеду.
 Навык чтения находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики руки. Поэтому необходимо организовать для ребенка лепку из пластилина, штриховку, вырезание мелких деталей, работу с мелкими деталями конструктора, вязание, вышивание и т.д. [26].
Таким образом, освоение грамоты для семилетнего ребенка – это чрезвычайно трудная работа, основанная на точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, сочетании звуковой формы слова с его лексическим значением.
В процессе формирования навыков чтения у ребенка должна быть заложена определенная основа работы с ними в рамках умений различать звуки, соотносить их, знать буквы, а также понимать получившуюся комбинацию звуков.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ