Формирование мотивации к изучению иностранного языка с применением мультимедиа | Пример курсовой работы

Формирование мотивации к изучению иностранного языка с применением мультимедиа

Целью нашего исследования является изучение и анализ возможностей мультимедийных технологий в качестве инструмента формирования мотивации у школьников к изучению иностранного языка.

Немаловажным условием формирования у школьников интереса к содержанию и учебной деятельности как таковой является возможность демонстрации самостоятельности и инициативы в ходе обучения. Поэтому активные методы обучения являются наиболее предпочтительными. Средства формирования устойчивого интереса к учебной деятельности – это вопросы и задания, в требованиях к которым содержится установка на активную поисковую деятельность [Зимняя, 2000].
А.К. Маркова выделяет следующие условия формирования здоровой самооценки и развития положительных мотивов учения:
благоприятная атмосфера в учебной группе,
включенность школьника в образовательный процесс (с помощью использования различных форм работы),
отношения сотрудничества между педагогом и учеником,
привлечение школьников к оценочной деятельности,
нестандартная форма подачи материала,
занимательное изложение,
эмоциональность речи педагога,
опора на жизненный опыт, обсуждение личной и общественной значимости полученных знаний,
уместное использование поощрения и наказания [Маркова, 1983].
Применение различных способов формирования мотивации ᅟшкольников накладывает на педагога ответственность за учет наличия как благоприятных, так и не очень внешних условий. ᅟПоэтому педагогу рекомендуется рассматривать возможность использования системы педагогических действий, заданий и упражнений, целью которых является формирование положительного и осознанного отношения к мерам педагогического воздействия, то есть обучаемости [Сафонова, 2001].
М.И. Воловикова и А.В. Брушлинский пишут о том, что формирование специальных познавательных мотивов обеспечивается решением задач с применением методов анализа, синтеза и обобщения [Брушлинский, 2002]. Такие задачи фокусируют деятельность мышления на выявлении специфических характеристик и отношения изучаемого объекта. В ходе решения таких задач процессуальная и мотивационная составляющие мышления усиливают друг друга, постоянно взаимодействуя.
В исследованиях П. Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова говорится о том, что посредством характера мотивации можно программировать тип учения. В них показано, что формирование обобщенной мотивации становится эффективным, если обучение проводится на основе задач, в заданиях к которым содержится установка на самостоятельное определение теоретических компонентов и закономерностей предмета.
Путями развития мотивов учебной деятельности являются:
усвоение общественного смысла учения;
заинтересовавшая школьника учебная деятельность [Азимов, Щукин, 2009].
Если речь идет об усвоении общественного смысла учения, то перед преподавателем стоит задача донести, сделать осознанными для ребенка мотивы, имеющие сравнительно высокий уровень действительности. Например, это может быть осознаваемое учеником желание получать высокие оценки. Иными словами, педагогу предстоит выявить такую мотивацию, которая имеет отношение к стремлению обладать высоким уровнем знаний, умений и навыков. При этом школьники должны понимать наличие подобного рода мотивации как неотъемлемое условие эффективной и общественно полезной активности. Стоит сделать оговорку: педагог должен повышать действенность мотивов, которые видятся как важные, но на самом деле не имеют влияние на поведение школьников.
Рассмотрим конкретные условия, которые вызывает интерес ученика к учебной деятельности: способ раскрытия учебного материала, работа над предметом, организованная в малых группах, и соотношение мотива и цели. Характеристика данных условий представлена в таблице 1.2.

В современной школе задача преподавателя мотивировать обучающихся к изучению определенных дисциплин с каждым годом усложняется. Происходит это в силу того, что подростки отвлекаются на более интересные по их мнению виды деятельности, нежели учение. Выходом из ситуации становится привлечение к обучению таких технологий, которые априори привлекают учеников и являются актуальными в среде молодежи. Речь идет о мультимедийных технологиях. Такими технологиями в методике обучения называют информационные или цифровые средства комплексной передачи данных с помощью текста, графики, видео, анимации и звука. Мультимедийные средства могут стать мощным инструментом формирования мотивации учения только при условии, что педагог интегрирует их в образовательный процесс обдуманно и методично.
В отечественной психологии под мотивацией понимается механизм, регулирующий ᅟпоявление, направление и пути реализации определенных видов деятельности. Поэтому учебная мотивация направлена на побуждение учебной деятельности. Мотив формируется в процессе того, как субъект учитывает, проводит оценку и анализ обстоятельств, в которых он находится, а также осознает цель, которая перед ним встает. Таким образом, если преподаватель намеревается использовать мультимедийные технологии как средства мотивации обучающихся, он должен убедиться, что они понимают, зачем определенный мультимедийный инструмент интегрирован в урок.
Большинство классификаций мотивов основывается на выделении двух основных категорий: внутренние и внешние. Внешние мотивы связаны с взаимоотношением учащегося с окружающей средой, а внутренние непосредственно с самим процессом обучения. Внутренняя мотивация приводит к наилучшим результатам в процессе обучения, именно поэтому каждый учитель должен направить свою деятельность на формирование мотивов, связанных с познавательным интересом учащихся. Доминирующими мотивами учения подростков в основном становятся познавательные интересы.
Существуют факторы, использование которых в процессе обучение позволяет оказывать влияние на развитие мотивационных структур. К ним относятся отсутствие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, предоставление ситуации выбора, личностная значимость изучаемого материала, репродуктивный, творческий или продуктивный вид деятельности, интерес к содержанию и самому процессу обучения. Также можно выделить такие педагогические условия как благоприятная атмосфера в учебной группе, включенность школьника в образовательный процесс (с помощью использования различных форм работы), отношения сотрудничества между педагогом и учеником, привлечение школьников к оценочной деятельности, нестандартная форма подачи материала, занимательное изложение, эмоциональность речи педагога, опора на жизненный опыт, обсуждение личной и общественной значимости полученных знаний, уместное использование поощрения и наказания.
Мультимедийные средства обучения состоят из различных компонентов: текста, графики, анимации, звука и видео. Эти компоненты могут по-разному способствовать изучению языкового материала. Во-первых, использование мультимедийных технологий на уроке повышает интерес обучающихся. Во-вторых, мультимедиа помогает повысить самостоятельность и ответственность в процессе изучения английского языка. В-третьих, мультимедийные средства обучения способствуют формированию мотивации к инновационной деятельности. В-четвертых, они способствуют развитию внешней мотивации – потребности в общении. Наконец, мультимедийные средства обучения стимулируют быстрый обмен информацией в классе как динамичный фактор мотивации.
Основными мультимедийными инструментами для использования на уроке английского языка являются картинки, графика и визуальные презентации Power Point и Prezi; цифровые видеоматериалы и использование сервисов Youtube; цифровые платформы (Google Docs, Facebook и т.д.); онлайн корпусы и мобильные платформы.
Проведя анализ мотивационного потенциала перечисленных инструментов, мы пришли к выводу, что наибольшим мотивационным потенциалом обладают мобильные платформы, цифровые видеоматериалы и использование сервисов Youtube, цифровые платформы и использование онлайн корпусов. Тем не менее, если говорить о качестве мотивации, то есть о преобладании внутренней мотивации над внешней как показателя эффективности изучения иностранного языка, то картинки, графика, презентации, видеоматериалы, онлайн корпусы и мобильны приложения являются наиболее предпочтительными для использования на уроке иностранного языка.
В качестве рекомендаций к использованию мультимедийных технологий как эффективных средств мотивации к изучению английского языка можно предложить следующие: при планировании занятий обращаться к ученикам, которые могут порекомендовать подбор видеоматериалов по определенной теме в сети Интернет; предлагать обучающимся самим разрабатывать графические материалы: инфографику, презентации и т.д.; проводить обязательную рефлексию на занятиях с использованием мультимедийных технологий; варьировать использование различных мультимедийных технологий в зависимости от задач урока и наблюдений педагога об отсутствии отдельных типов мотивов.
Исследование вопросов использования мультимедийных технологий занимает обширный пласт в отечественной и зарубежной методике и дидактике. Однако новейшие сервисы и платформы появляются с завидной частотой, поэтому перспективным направлением исследований в данной области может являться изучение отдельных онлайн-инструментов, которые могут использоваться для повышения мотивации изучения иностранного языка.
Целью нашего исследования является изучение и анализ возможностей мультимедийных технологий в качестве инструмента формирования мотивации у школьников к изучению иностранного языка.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!