Формирование межличностных отношений в детском коллективе | Пример курсовой работы

Формирование межличностных отношений в детском коллективе

Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

В группе существует несколько компонентов, которые позволяют сложиться лидерству как особому феномену. Без этих компонентов лидерство не может существовать, поскольку каждая часть является неотъемлемой и значимой как для самого лидера, так и для членов группы, независимо от ее размеров. К компонентам относят следующие: деловой компонент, эмоциональный, а также информационные элементы лидерства. Перейдем к характеристикам видов лидерства в зависимости от того, какой компонент преобладает в каждом из них. Начнем с делового лидерства в группе [3, с.44].
Оно характерно преимущественно для формальных групп, которые решают наиболее значимые производственные задачи. На основе этих качества выполнения задач формируются такие черты лидерства, как компетентность и ответственность, умение лучше, чем все остальные понимать организационные задачи и принимать эффективные меры по их решению. Также деловой лидер чаще, чем остальные имеет опыт в конкретной области деятельности, где он собственно и занят.
Второй тип лидерства в группе – эмоциональное. Оно возникает в неформальных группах на основании сложившихся межличностных отношений и человеческих симпатий (а также антипатий). Здесь очень важно оценить притягательность лидера как участника межличностных отношений и человека, которому можно доверить свою судьбу и принятие наиболее значимых решений [15].
Эмоциональный лидер владеет следующими чертами: Он вызывает у человека доверительные чувства, излучает положительную энергетику, может благодаря навыкам психологического анализа снять эмоциональное напряжение в группе; Эмоциональный лидер – это человек, к которому каждый член группы может обратиться за помощью, за сочувствием, «поплакаться в жилетку, как это обычной говорят в простонародье.
Что касается информационного лидера, то он выступает в некотором смысле в качестве «мозга группы». К этому человеку стремятся обратиться за помощью или за действенным советом, определить свою точку зрения и понять, как лучше поступать, а как поступать нежелательно, учитывая условия. Такой тип лидера всегда эрудирован, он знает, как простым языком можно объяснить самые сложные аспекты жизни.
Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.
Группа в современной психологической литературе понимается как объединение людей, реализующих общее дело, находящихся во взаимоотношениях друг с другом; социальная ячейка, в которой человек проводит большую часть своей жизни.
Личные отношения возникают и развиваются на основании психологических мотивов: общности интересов, симпатии и пр. Система личных категорий находит свою репрезентацию в формах любви, дружбы, товарищества, ненависти и пр. В процессе практической реализации общения выделяют несколько вариантов взаимоотношений: совпадение положительной направленности всех членов группы; недоброжелательные личные и натянутые деловые взаимоотношения, предконфликтная, конфликтная ситуация; нейтральные взаимоотношения при которых обе стороны придерживаются инструкций, не выходя за их пределы.
Статус личности при реализации межличностных отношений Межличностные отношения определяют позицию личности в группе, обществе. От их характера во многом зависит удовлетворенность или неудовлетворенности личности пребыванием в данном коллективе, эмоциональное благополучие индивидуума, степень сплоченности коллектива, возможность решать практические задачи.
В современной психологической науке выделяют следующие виды статуса личности в системе межличностных групповых отношений: «звезда» – лидер, член группы, получающий наибольшее число выборов; «предпочитаемый» – получающий множественные выборы; «оттесняемый» – лицо, получающее минимальное число выборов.
Таким образом, каждый член группы занимает определенное положение в рамках единства, коллектива. Как правило, позиция личности в рамках сплочения людей во многом определяется уровнем сформированности социально-психологической рефлексии – умения личности воспринимать и интерпретировать свои взаимоотношения с другими.
Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!